понедельник, 19 апреля 2021 г.

Завозка верпа

Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках или когда судну необходимо держаться на якоре лагом (бортом) к ветру.

Эта операция требует большого внимания и хорошей мор­ской выучки.

Перед началом работ по завозу верпа необходимо:
  1. точно определить пеленгами место предполагаемого заво­за верпа
  2. определить по карте, на какой глубине  будет положен верп, чтобы знать, какой длины нужен буйреп
  3. условиться о способе сигнализации с судном

Прежде всего подготавливают шлюпку для предстоящей опе­рации. Снимают с нее весь лишний инвентарь, а взамен него берут определенной длины и толщины деревянные брусья, ко­торые укладывают вдоль шлюпки, прикрепив внутренние концы их к банкам. Кроме этого в шлюпку берут:
  • топор — для перерубания стропов
  • хват-тали — на случай подъема верпа
  • маты — для подкладывания под верп на планшир
  • лот - для уточнения глубины на которой отдан верп.

Лучше всего завозить верп, когда нет свежего ветра и волне­ния. Но даже и в тихую погоду завозка верпа на шлюпке под веслами — работа трудная. Поэтому лучший способ операции следующий.


Отдают предварительно в точно определенном пеленгами месте дрек (небольшой складной якорь) с длинным 50-мм пеньковым, а лучше всего манильским дректовом (якорным канатом для дрека). Подают конец на шлюпку и при помощи весел, а также одновременно подтягиваясь на дректове, выходят к  месту отдачи завозимого верпа. В этом случае шлюпку не сне­сет в сторону ни ветром, ни течением, и верп будет отдан в строго определенном месте.

В зависимости от типа и веса верп завозят различными способами:
Способ завозки верпа

Способ завозки верпа

Способ завозки верпа

Способ завозки верпа


Верп на шлюпку подают либо грузовой стрелой, либо при по­мощи талей. При этом верп опускают скобой вниз, если его под­вешивают за кормой шлюпки лапами за брусья, и скобой вверх, если его укладывают в шлюпке на брусья.

Верп крепят к брусьям, лежащим на планшире шлюпки, при помощи стропа с глаголь-гаком или крепкого пенькового троса, пропущенного несколько раз через скобу верпа и вокруг бруса. Вместе с верпом на шлюпку подают стальной трос, который подсоединяют скобой к рыму якоря. Ходовой конец троса (идущий на судно) крепят к банке шлюпки схваткой из надежного растительного троса.


Если верп завозят по ветру и течению, на шлюпку берут лишь часть троса. Остальная часть его остается на судне и потравливаетея по мере удаления шлюпки от борта.

При завозке верпа против ветра и течения на шлюпку берут весь трос и укладывают его в три бухты. Первую небольшую бухточку укладывают на баке и переворачивают ходовым кон­цом вверх, вторую укладывают длинными шлагами на средней банке, а третью — на корме. При укладке троса в третью бухту необходимо иметь свободный коренной конец, чтобы прикрепить его к верпу.


Завозимый верп должен быть снабжен буйком с буйре­пом, который привязывают буйрепным узлом за тренд, обносят снаружи борта шлюпки и укладывают на баке в отдельную бух­точку таким образом, чтобы буек был сверху. Длина буйрепа должна быть не менее 1,5 глубины места предполагаемой отда­чи верпа.


Перед отдачей верпа убирают буйреп, концы и другие пред­меты, которые падающий верп мог бы увлечь за собой. Затем отдают глаголь-гак у стропа, державшего верп, или перерубают пеньковый трос схватки, предварительно освободив ходовой ко­нец троса. Когда схватка перерублена, то поднимают бруски за внутренние концы и сбрасывают верп за борт.


Подъем верпа со дна производят при помощи хват-талей, которые закладывают за носовой рым шлюпки и растягивают до кормы. Затем выбирают вручную буйреп до отвесного положе­ния, накладывают на него стропку и, выбирая хват-тали, поднимают верп до поверхности воды. В таком положении верп доставляют до судна. На борт судна верп, поднимают грузовой стрелой или шлюп­балкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий