Тепловая машина специальная (дегазационная машина) ТМС-65 предназначена для проведения специальной обработки (дегазации, дезактивации, дезинфекции) газовым или газокапельным способом тяжёлой военной техники, оборудования, невысоких зданий и сооружений, а также проводить дезинфекцию районов (участков местности) и дорог с твердым покрытием. Также ТМС-65 может ставить мощные дымовые завесы для скрытия действий своих войск от наблюдения противником.
ТМС-65 была принята на в 1966 году.
В комплект машин входит прицеп-цистерна ПЦ-5,6-8636.
Устройство ТСМ-65
ТМС-65 создано на автомобильном шасси Урал-375, на котором установлена поворотная платформа, с размещёнными на ней кабиной оператора и спецоборудованием для решения задач химического обеспечения, а также дополнительное оборудование обеспечения.
Специальное оборудование ТМС-65 состоит из гидросистемы поворота платформы, турбореактивного двигателя ВК-1 (ТРД), закреплённого на поворотной платформе, гидроцилиндров подъёма/опускания ТРД, цистерны на 900 литров для авиационного керосина ТС-1 и системы питания топливом ТРД, цистерны для спецраствора (рабочей жидкости), системы подачи рабочей жидкости к соплу ТРД, системы пожаротушения ТРД и ряда других систем обеспечения.
Управление системами ТМС-65 и турбореактивным двигателем осуществляется из кабины оператора при помощи соответствующих органов управления, а силовое обеспечение запуска и поддержания работы систем - от коробки отбора мощности шасси Урала-375, при его работающем двигателе, и от двух танковых аккумуляторов большой мощности.
Принцип использования ТМС-65
Принцип действия ТМС-65 основан на использовании для дезактивации и дезинфекции техники и сооружений высокоскоростного газокапельного потока, получаемого путем подачи водных растворов в поток отходящих горючих газов турбореактивного двигателя, а для дегазации - высокотемпературного потока отработавших газов турбореактивного двигателя.
Дегазация, дезактивация или дезинфекция объектов техники ТМС-65 проводятся на специально подготовленной площадке, где развертываются, как правило, 2 тепловые машины. Площадка выбирается по возможности на ровной местности с естественными укрытиями для маскировки техники, удобными путями подъезда и выезда, с подветренной стороны относительно маршрутов движения личного состава на ПуСО.
Подготовка площадки включает:
- обозначение указательными знаками направления движения обрабатываемых объектов к площадке и по ней
- установку вешек (фонарей), определяющих количество остановок обрабатываемых объектов у каждой тепловой машины при проведении специальной обработки;
- обозначение места разворота обрабатываемых объектов для обратного движения по площадке в случае развертывания на ней одной тепловой машины
Обработка зараженных объектов на площадке проводится во время их движения мимо работающих тепловых машин с необходимым количеством остановок или без них. Порядок и скорость движения колонны (объектов техники) во время обработки (в зависимости от вида заражения) определяются командиром подразделения, развернувшего площадку специльной обработки техники, а командир обрабатываемого подразделения руководит действиями механиков (водителей). Он располагается на маршруте движения техники на расстоянии 30-50 м до первой тепловой машины. Около каждой тепловой машины на маршруте движения зараженной техники устанавливаются вешки (фонари), которые служат ориентирами для водителей обрабатываемой техники в дневное и ночное время и позволяют выдерживать технологический режим дегазации, дезактивации или дезинфекции путем включения фонарей зеленого или красного цвета, определяя таким образом, количество и продолжительность остановок.
Перед обработкой зараженных объектов ВВТ все съемное оборудование, брезенты, тенты и чехлы должны быть надежно закреплены. Капоты машин, люки танков БМП, БТР, БМД и др., двери и стекла кабин автомобилей должны быть закрыты, задние борта незагруженных грузовых автомобилей - открыты. Личный состав расчетов (экипажей), находящийся в кабинах автомобилей, в танках, боевых и десантных отделениях машин, во время обработки должен быть в противогазах и средствах защиты кожи.
Сильно загрязненная техника перед обработкой должна быть очищена от грязи.
Дегазация, дезактивация или дезинфекция оьеъгики газокапельным потоком осуществляется в зоне активного действия струи на удалении 4-5 м от среза сопла турбореактивного двигателя при частоте вращения турбины авиационного двигателя, равной 6000 об/мин.
При дегазации и дезактивации зараженная техника движется со скоростью 2-3 км/ч без остановок и находятся в зоне обработки двух тепловых машин в течение 30-40 с, причем дегазация проводится 1,5 % водным раствором ГК, а дезактивация -водой с нормой расхода 120-150 л на объект. При подходе зараженнлй техники к первым вешкам (фонарям) газокапельный поток тепловой машины направляется на их лобовую часть. По мере продвижения техники поток переносится на бортовую, а затем на их кормовую часть.
При дезинфекции зараженная техника делает по 2 остановки у каждой тепловой машины продолжительностью 10-12 с. При этом воздействие газокапельного потока трехкратно перемещается от лобовой до кормовой части техники на каждой остановке. Техника с прицепами делает 3 остановку для обработки прицепа.
Технические характеристики ТСМ-65
- Расчёт: 2 чел (командир-оператор, водитель)
- Производительность
- при дегазации, дезактивации и дезинфекции газокапельным потоком: 30-40 ед.техники/ч
- при дегазации газовым потоком:
- танков и техники с прицепом: 10 ед.техники/ч.
- автомобильной и другой техники: 15 ед.техники/ч.
- Расход
- топлива двигателем ВК-1:
- при 6000 об/мин: 1000 л/ч
- при 7000 об/мин: 1180 л/ч
- при 9000 об/мин: 1700 л/ч.
- воды (суспензии) на один объект: 150-200 л
- Возимый запас
- топлива для двигателя ВК-1: 900 л
- запас воды: 2600 л
- Допустимая скорость движения: 40 км/ч
- Скорость движения машины при обработке местности: 3-4 км/ч
- Время развертывания:
- для дегазации (дезинфекции) газокапельным потоком, дымопуска: 9-12 мин.
- для дегазации, дезактивации (дезинфекции) газовым потоком: 6-8 мин.
- Время свертывания:
- для дегазации (дезинфекции) газокапельным потоком, дымопуска: 14-18 мин.
- для дегазации, дезактивации (дезинфекции) газовым потоком: 9-12 мин.
- Масса:
- снаряженной машины: 12,53 т.
- снаряженного прицепа-цистерны: 4,975 т.
- Запас хода автомобиля (по топливу): 700 км.
- Преодолеваемый брод: до 1 м.
Комментариев нет:
Отправить комментарий