воскресенье, 16 августа 2020 г.

Карабинный тормоз (карабинный крест)

Отредактировано 2.09.2021


Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные аварийные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме для спасательных работ, когда необходимо обеспечить протравливание нагруженных верёвок силами одного-двух человек.

Карабинный тормоз состоит из двух карабинов, один из которых используется как рама тормозного устройства, а другой — как подвижная поперечина, которая служит для создания сильного трения. За счёт подвижной поперечины можно регулировать давление карабина на верёвку, тем самым регулируя силу трения. При крайней необходимости карабин, выполняющий роль поперечины, можно заменить скальным молотком или ледорубом. Карабинный тормоз подстраховывают схватывающим узлом.
Если отпустить верёвку, то она под нагрузкой уйдет вниз. Чтобы этого не произошло грузовую веревку страхуют схватывающим узлом, который вяжут после (по ходу веревки) карабинного тормоза.
Схватывающий узел в процессе работы регулярно перемещают к карабинному тормозу. Однако, если страхующие допустят ошибку и схватывающий узел затянется, то исправить положение будет нелегко. Либо надо наготове иметь собранный полиспаст, либо крепить схватывающий не непосредственно в точку страховки, а на аварийную систему


Плюсы:
  • Работают на одинарной и двойной веревке
  • Работают с веревками разных диаметров
  • Не крутит веревку
  • Узел прост
  • Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под нагрузкой одним человеком

Минусы:
  • По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения – как минимум 3-4 карабина.
  • Сложно и долго собирается и разбирается
  • Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза.
  • Работает только в одном направлении (на спуск).
  • При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго человека.
Карабинный тормоз
Вариант сборки карабинного тормоза, схема 1

Карабинный тормоз
Вариант сборки карабинного тормоза, схема 2

Советы:
  • Желательно использовать карабины одинаковой формы
  • Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны. И желательно (а некоторые указывают что обязательно) карабины должны быть с муфтами, которые должны быть закручены.
  • Одинарный тормоз (схема 1 А,Б,В и схема 2 Е,Ж) годиться только для спуска одного человека.
  • Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – схема 2 Г и 2 Д

Комментариев нет:

Отправить комментарий