среда, 15 сентября 2021 г.

Шины для транспортной иммобилизации конечностей

Шина для транспортной иммобилизации конечностей — устройство для временной фиксации в неподвижном состоянии сломанных конечностей (т.е. для иммобилизации) на время транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Могут быть выполнены как из подручных материалов, так и иметь промышленное производство.


Виды промышленных шин для транспортной иммобилизации конечностей

Существуют большое количество шин для транспортной иммобилизации конечностей. Приведу лишь некоторые из них в качестве примеров.

Проволочная шина Крамера

Это универсальная шина, которая применяется при переломах, вывихах, повреждении связок или мышц ног или рук. Она представляется собой гибкую проволочную шину с поперечными "перекладинами" из стали. За счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в конкретной ситуации форму.

Как правило, шина покрывается тканью или бинтом, для удобства больного. 

Названа по имени изобретателя — немецкого хирурга Фридриха Крамера.

Шина Крамера бывает двух видов:
  • для ноги - предназначена для фиксации нижней конечности, тазобедренного, коленного, голеностопного сустава с костями бедра и голени. Размер: 10 см х 120 см.
  • для руки - предназначена для фиксации плечевой, локтевой, лучезапястного сустава соответственно с костями плеча и предплечья. Размер: 8 см х 80 см.
Шины Крамера
Проволочные шины Крамера для руки и для ноги


Шина Дитерихса

Эту шину применяют при переломах бедра. Кроме фиксации поврежденной конечности данная шина исключает движение в области тазобедренного сустава, что важно при сложном переломе верхней части бедра, и выполняет функцию вытяжения.

Шина Дитерихса состоит состоит из двух костылей (наружного и внутреннего), каждый из которых состоит из раздвижных деревянных браншей, подошвы и закрутки.
Бранши имеют прорези для введения фиксационных лент, бинтов. Кроме того, на одной из браншей расположен выступ (шпенек), а на другой — отверстие для него, служащее для фиксации бранш.

Является предшественником шины Крамера.
Шины для транспортной иммобилизации конечностей
Шина Дитерихса
а - общий вид
б - как накладывается шина Дитерихса
в - вытяжение конечности с помощью закрутки


Пневматическая шина

Представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность. После этого камера наполняется воздухом (создаётся избыточное давление) с помощью компрессора или насоса, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.

Может иметь различные размеры и формы, в зависимости от того что такая шина должна фиксировать.

Недостатком пневматических шин является то, что их надо защищать от внешних механических повреждений. Из-за которых шина может перестать фиксировать конечность.
Также перекаченная шина может передавливать ткани или усиливать кровотечение в случае открытых повреждений, кроме того шина обеспечивает недостаточная степень фиксации при переломе нижней трети бедра или плеча.
Пневматическая шина на ногу



Шейный бандаж (воротник, аппарат Шанца)

Она предназначена для фиксации позвонков шейного отдела, подвергшихся травмирующему воздействию или смещению в различных плоскостях.

Устройство имеет достаточно мягкую фиксацию, т.к. шея больного должна сохранять определенную степень свободы и подвижности.

Шины для шеи различаются размерами, жесткостью, наличием или отсутствием механизма, позволяющего сгибать и разгибать шею.
Шина для шеи


Картонные шины однократного применения

Шины представляют собой пластины из картона с перфорацией. Они легко моделируются под любую форму и закрепляются бинтами (марлевыми или эластичными), стропой, пластырем и т.п.

Картонные шины универсальны, рентгенопрозрачны, компактны и очень легкие. Однако, они одноразовые и недолговечны. В сырую погоду их нужно очень хорошо защищать от воды, что не всегда возможно.

В комплект обычно входят шины для иммобилизации верхних и нижних конечностей, а также шейного отдела позвоночника.
Одноразовые шины из картона


Вакуумные шины

Эти шины применяются при переломах и других травмах конечностей, повреждениях мягких тканей и открытых кровотечениях.

Шина представляет собой камеру, изготовленную из полимерных материалов, внутренняя часть которой на 2/3 заполнена мелкими гранулами из полистирола. Через специальный клапан, конструкция которого позволяет сохранять вакуум длительное время, насосом откачивается воздух до создания вакуума. Гранулы сцепляются между собой, и конструкция приобретает жесткость. Для защиты от механических или химических повреждений вакуумные камеры помещаются в чехол.

Шины легкие, компактные и рентгенопрозрачные.
Шина ваккумная


Шины для транспортной иммобилизации конечностей из подручных материалов

Для таких шин используется всё что найдется под рукой. 

Для обеспечения жёсткости и неподвижности могут быть использованы палки и ветки деревьев, доски, треккинговые палки, вёсла, дуги палаток и т.п. Крепление этих элементов может осуществляться верёвками, тряпками, бинтами, скотч и т.п.

В качестве шины может выступать и тело самого пострадавшего. Например, сломанный палец прибинтовывается к здоровому, нога к здоровой ноге, рука к туловищу.


Под шину обязательно нужно подложить мягкую прокладку, причем, особенное внимание уделяется месту перелома и суставам.








Об правилах применения шин немного написано в "Первая помощь при переломах (переломах кости)" и в "Иммобилизация"

Комментариев нет:

Отправить комментарий