Амортизатор Саратовкина - это многоразовый амортизатор срыва, который изготавливается альпинистами самостоятельно и служит для снижения фактора рывка до безопасного для человека значения в случае срыва и падения с высоты.
Назван этот амортизатор в честь своего изобретателя В.Д. Саратовкина, который изобрёл его в 1978 году. Сейчас практически не используется, т.к. большое распространение получили амортизаторы рывка промышленного изготовления.
Амортизатор Саратовкина изготавливается на конце основной верёвки или изготавливается на отдельном куске длиной 4,5-5 м. Кроме того, нужен капроновый шнур с прочностью на разрыв 60—80 кг — для скал или бинт марлевый медицинский шириной 5 см и прочностью 8—10 кг — для льда и снега. Вместо бинта можно использовать прядь хлопчатобумажных ниток той же прочности.
Для удобства эксплуатации на косичку Саратовкина можно надеть чехол из плотного материала. Но он не должен мешать срабатыванию амортизатора.
Как изготовить амортизатор Саратовкина
На одном из концов веревки вяжется петля (например, восьмёрка) для соединения с обвязкой альпиниста. И от этого узла веревка складывается в петли, последовательно вставляемые друг в друга (также вяжется узел мартышкина цепочка).
Далее каждая петля туго связывается шнуром с предыдущей, а концы связываются прямым узлом:
- если перед вами скальный участок, нужно использовать амортизатор, рассчитанный на усилие срабатывания 250 кг. Для этого петли связываются капроновым шнуром. Диаметр его должен быть около 3 мм. Свободные концы шнура оплавляют и прижимают еще до затвердения к узлу. Контрольные узлы на концах не делаются.
- если предстоит выход на снежно-ледовый склон, понадобится амортизатор, рассчитанный на усилие 60 кг. Петли связывают бинтом или прядью ниток, смоченных водой для равномерного натяжения нитей. Свободные концы после связывания прямым узлом подрезаются до длины около 1 см. Контрольные узлы и в этом случае не вяжутся.
Важно чтобы рисунок вязки петель был постоянным, как и места их перевязки, чтобы не допустить разрыва последующих шнуров до разрыва предыдущих.
На другом конце также вяжется петля.
Длина получившегося амортизатора должна быть 70— 90 см, число петель должно составлять 15—20.
Также хочу обратить ваше внимание, что в литературе встречается два разных описания амортизатора Саратовкина. Мне кажется более надёжным и более правильным верхний вариант. Его и описывал. Вы можете написать в комментариях если я не прав.
В самой конструкции есть нестабильные показатели при нагрузках, поэтому необходим экспериментальный подбор прочности связывающих элементов. Прочность капронового шнура можно проверить весом человека, а бинта и пряди ниток — безменом. Усилии срабатывания амортизатора проверяется весом человека или динамометром ибо расчетным путем по длине тормозного пути при сбрасывании известного груза на известную глубину с глухим закреплением конца веревки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий