вторник, 22 ноября 2022 г.

Амортизатор рывка (амортизатор срыва)

Другие названия:

  • амортизатор
  • гаситель рывка
  • гаситель
  • абсорбер


Амортизатор рывка (амортизатор срыва) - элемент страховки, который в случае срыва и падения с высоты без участия человека (можно сказать что автоматически) снижает фактор рывка до безопасного для человека значения.

Амортизатор устанавливается между страховочной системой и верёвкой. И, как правило, подходят для людей с весом от 50 до 130 кг.

При выборе амортизаторов важно учитывать следующее
  • вес альпиниста и его снаряжения
  • условия местности и погодные факторы.

Амортизаторы рывка чаще всего крепятся непосредственно на обвязку.
Но возможна их установка на оттяжки на пару первых точек после станции (когда возможен большой фактор рывка). А также на точки страховки, которые не вызывают доверия (маленькие закладки; любые точки, заложенные в разрушенный рельеф; местное железо, которое давно висит на маршруте; ледобуры, закрученные в пористый лед). В этом случае рекомендуется иметь 2-4 оттяжки с амортизаторами рывка.


Виды амортизаторов рывка

Не смотря на всё разнообразие предлагаемых производителями гасителей рывка их все можно разделить на два виды:
  • одноразовые (разрушаемые)
  • многоразовые (не разрушаемые)

Одноразовый амортизатор

Одноразовые амортизаторы срыва изготавливаются из синтетической ленты, которая прошита нитками. При падении с высоты нитки разрываются, тем самым поглощая энергию рывка. Раскрытие амортизатора происходит с переменным усилием, снижая до минимума нагрузку на альпиниста при падении.

Чтобы при обычном использовании не испытывать неудобств разрушающиеся амортизаторы могут располагаться в сумке с застежкой-молнией. Такая система хранения позволяет обеспечивать сохранность устройства, защитить от истирания, помогает контролировать его состояние. 

Разрушаемые амортизаторы стоят дороже многоразовых. Также энергию слабого рывка они поглощают эффективно, а сильного — нет. Т.е., при разрыве стежков амортизатора энергии поглотиться одинаковое количество в обоих случаях, но при слабом рывке это будет от 100% до 25% энергии рывка превышающей порог срабатывания амортизатора. А при сильном рывке — меньше 10%. 
Но они имеют ряд преимуществ:
  • не доставляют неудобств, т.к. поясная плотная фиксация делает их практически не ощутимыми на теле
  • малый вес, что дает возможность использования других необходимых элементов без утяжеления общей экипировки
  • нет зависимости от погодных условий и местонахождения
  • обеспечение сохранности благодаря сумке-чехлу
Амортизатор Cassin X-draw
Одноразовый амортизатор срыва Cassin X-draw

Амортизатор CAMP SHOCK ABSORBER
Одноразовый амортизатор срыва CAMP SHOCK ABSORBER


Многоразовый амортизатор

Многоразовые амортизаторы поглощающие энергию рывка за счет трения.

Обычно они выполняются из металла и имеют многочисленные отверстия, через которые пропускается верёвка
При падении с высоты поглощение энергии рывка достигается за счет преобразования ее в тепло при протягивании отрезка веревки сквозь калиброванные отверстия.

Многоразовый амортизатор срыва подразумевает необходимость правильного подбора диаметра отверстия и длины отрезка верёвки, чтобы при полном срабатывании амортизатора глубина падения не превышает двух метров, а выделившееся тепло не разогревает амортизатор до опасной для веревки температуры.
Поэтому использование многоразового амортизатора не так удобно как одноразового.

К недостаткам многоразового амортизатора стоит отнести его нестабильные показатели при нагрузках, которые сильно зависят от многих факторов (какая веревка используется, её состояние, способ использования (т.к. как через отверстия проходит верёвка), какая погода). Например, в условиях пониженных температур при прохождении ледников многоразовые амортизаторы могут работать не корректно. Это связано с обледенением веревки, протравливание которой прекращается и тем самым нарушается его нормальная работа.
На нижнем конце веревки для протравливания обязательно завязывается контрольный узел, который гарантирующий, что страховка не проскочит через амортизатор.
Многоразовый амортизатор рывка
Многоразовый амортизатор срыва Kong KISA

Амортизатор Kong Slyde
Многоразовый амортизатор срыва Kong Slyde


Также отдельно стоит упомянуть существует амортизатор рывка Саратовкина. Этот многоразовый амортизатор делается альпинистами самостоятельно, но он использует принцип действия разрушаемого амортизатора.
Его недостатки — нестабильные показатели при нагрузках, необходимость экспериментального подбора прочности связывающих лент.
амортизатор Саратовкина
Амортизатор рывка Саратовкина


Также в качестве многоразового амортизатора могут быть использованы некоторые узлы (например, бабочка), включенные в страховочную цепь. Амортизирующие узлы вяжут на не натянутом участке верёвки, слабо затягивая, с оставлением петли длиной 20—30 см.
В случае падения они будут немного проскальзывать под нагрузкой, при этом поглощая часть энергии, а также выдавая дополнительную верёвку, что помогает минимизировать рывок. Т.е. они полноценно амортизировать падение не могут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий