суббота, 11 февраля 2023 г.

Велосипедные покрышки (велосипедная шина)

Отредактировано 23.06.2024

Велосипедная покрышка (велосипедная шина) - часть колеса велосипеда, устанавливаемая на обод диска и обеспечивает контакт велосипеда с дорожным полотном.


Конструкция велосипедной покрышки

Велосипедная шина имеет в своём составе:
  • протектор - наружная часть покрышки, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений. Правильно подобранный тип велосипедной покрышки по протектору обеспечит легкость в управлении транспортным средством и повысит его износоустойчивость.
  • каркас - силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на бортовых кольцах. Основная задача каркаса заключается в придаче выбранному типу велосипедных покрышек нужную форму, натягиваясь между бортами. 
    Каркас представляет собой особое переплетение синтетических нитей, характеризующееся их количеством на единицу площади покрышки и обозначающееся аббревиатурой TPI (EPI). Для бюджетных шин он находится в пределах 20-40, а для хороших шоссейных покрышек 60-130.
  • боковина (борт шины) - часть покрышки между тросом и протектором. Боковина влияет на износостойкость покрышки и ее ходовые качества особенно при маневрировании.
    В велосипедных шинах используются боковины двух типов:
    • гамволл (Gumwall) - корд с малой плотностью плетения, покрытый толстым слоем резины. Используется на бюджетных покрышках, устанавливаемых на большинство типов велосипедов.
    • скинволл (Skinwall) - корд с большой плотностью плетения. Имеет толстый слой резины только в месте контакта с ободом, а остальная часть бортов покрыта резиновой пленкой, толщиной в лист бумаги. Дорогие шины на спортивные велосипеды.
  • Бортовое кольцо (также "бортировочный трос", часто неверно называется "кордом") - является основой борта покрышки и которое служит для фиксации покрышки на ободе.
    Бортовые кольца могут быть
    • с кевларовыми кольцами (называются "фолдинговыми покрышками").
    • с проволочными кольцами (называются "клинчерными покрышками").

Также на некоторых велосипедных шинах может быть:
  • Антипрокольный слой - устанавливается на некоторых велосипедных шинах и служит для снижения вероятности прокола камеры. Такой слой может формировать как плотная резина, так и кевларовые нити.
  • Светоотражающие полосы - располагаются на боковинах и служат для улучшения видимости в ночное время.
    Велосипедные шины с светоотражающей полосой


Покрышка - велотрубка

Велотрубка внешне похожа на камеру, но она имеет покрышку.

На ободе колеса такая трубка закрепляется с помощью клея, поэтому в полевых условиях её починить не возможно или очень сложно.

Современные велотрубки практически непробиваемые, поскольку имеют повышенную плотность плетения кордовых нитей - до 320 TPI.

Они часто используются на спортивных велосипедах из-за того, что имеют самый низкий вес из всех покрышек.
Велосипедная покрышка


Бескамерная велосипедная покрышка

Существуют велосипедные покрышки, в которые не надо устанавливать камеры. Такие покрышки имеют особую конструкцию, которая имеет внутри дополнительный бутиловый слой для того, чтобы удерживать внутри себя воздух и особую конструкцию бортировочного кольца, который позволяет покрышке лучше держаться на ободе. Для бескамерного использования необходимо также использовать специальные бескамерные обода, бескамерные клапаны, ленты и антипрокольные герметики.

Борт шины имеет форму, отличную от формы обычных камерных шин. Прижатие покрышки осуществляется давлением воздуха, поэтому монтаж бескамерной шины осуществляется резким увеличением давления в шине.

Преимущество бескамерных технологий заключается в улучшенных ходовых качествах, и, в целом, в минимальном весе и сопротивлении качению. Бескамерные шины также позволяют работать с более низким давлением воздуха для лучшего сцепления с дорогой и более комфортной езды. К минусам можно отнести более высокую стоимость, чем у камерных шин и сложность установки.

В случае прокола бескамерной покрышки прокол может быть автоматически заклеен специальным герметиком, вязкой жидкостью, залитой внутрь покрышки. При отсутствии герметика единственный способ ремонта на месте - вывернуть ниппель из обода и смонтировать шину как обычную, воспользовавшись запасной камерой.


Размер велосипедных покрышек

У велосипедной шины есть два размера: диаметр и ширина.

При выборе протектора по диаметру нужно ориентироваться на размер обода колеса.


Ширина велосипедной шины влияет на уровень сцепления с поверхностями, управляемость велосипедом (особенно при вхождении в повороты) и накат. Если первые два показателя улучшаются вместе с увеличением ширины, то третий, наоборот, ухудшается. Поэтому нужно самому понимать, что важнее для вашего стиля езды. 

Чем больше ширина выбранной покрышки, тем более устойчивой она будет, но это негативно скажется на скорости движения. Для ровных дорог оптимальное значение - менее двух дюймов, а для бездорожья - более двух. Для комфортной езды на шоссейном велосипеде ставят самую узкую резину.


Протектор велосипедной покрышки

Принято подразделять рисунок протектора велосипедной покрышки на:
  • позитивный - характеризуется общей площадью грунтозацепов, большей, чем общая площадь канавок. Позитивный протектор более приспособлен для движения по твердому дорожному покрытию
  • негативный - характеризуется общей площадью грунтозацепов, меньшей, чем общая площадь канавок. Негативный протектор более приспособлен для обеспечения хорошего сцепления при поездках по песку или грязи, а также в зимних условиях.


Также стоит учитывать жёсткость протектора велосипедной покрышки, которая измеряется специальными единицами. Шкала получила название Shore A Durometer. Можно выделить несколько диапазонов в соответствии с этой шкалой:
  • 40-45a, мягкая, цепкая резина. Легко прокалывается.
  • 50-60a, резина средней мягкости. Используется в горных велосипедах.
  • 60-70a, плотная резина, используется в кросс-кантри. Трудно прокалывается, но не цепкая.


Все покрышки можно разделить на несколько типов
  • Слик.
    Они разработаны для передвижения по ровной, гладкой поверхности: ровное асфальтовое или бетонное покрытие, велотреки. Поэтому такие покрышки подойдут для городских и шоссейных велосипедов.
    Слики отличаются гладкостью: на такой покрышке практически нет узора или он еле видимый, предназначенный для отвода влаги.
    Слики не издают шум, отличаются хорошим накатом и не отдают вибрацией во время движения. Они не требуют дополнительных усилий от велосипедиста. В результате при использовании сликов достигается большая скорость.
    Но такой протектор не подходит для грязи или мягкой грунтовой дороги.
    Велосипедная покрышка типа слик
  • Полуслик.
    Отличается от сликов невысоким протектором с маленькими грунтозацепами по боковым сторонам. Такой протектор спокойно едет на сухом или мокром асфальте, мягком или рыхлом грунте, укатанной грунтовке и шоссейному пути.
    Это универсальный выбор для большинства велосипедистов, так как полуслики надёжно сцепляются практически с любой поверхностью. Но с ними нужно быть осторожным на поворотах: первое время велика вероятность падений. Также важно правильно накачать колесо: низкое давление лишит всех преимуществ.
    Велосипедная покрышка типа полуслик
  • Грязевые (горные, гравийные).
    Отличаются глубоким протектором с твердыми, часто расположенными шипами.
    Грязевой тип велосипедных покрышек предназначен для наиболее эффективного сцепления с песчаным грунтом, щебнем, снегом, мягким травянистым покрытием.
    Но такие шины плохо едут на асфальтированной дороге: снижается скорость, велосипедом трудно управлять, повышается износ шин. Да и ехать на дальнее расстояние довольно проблематично.
    Велосипедная покрышка типа грязевые
  • Зимние.
    Предназначены для езды по снегу и грязи и имеют агрессивный, выступающий рисунок. Зимние шины изготавливаются из мягкой резины.
    Зимние велосипедные шины


Маркировка велосипедных покрышек

На всех велосипедных покрышках есть различная маркировка.


Любой нормальный производитель напишет на покрышке свое название. Но, к сожалению, это бывает не всегда.


Давление указывает в каких пределах велосипедное колесо должно быть накачено. Если после обозначения минимального и максимального давления в покрышке написано слово COLD (холодный) это значит, что измерять давление нужно в холодной шине. Возможно вас также заинтересует статья "Какое должно быть давление в колёсах велосипеда".


На велосипедной покрышке может быть указана дата выпуска покрышки. Чаще всего эти цифры находятся в овале и представляют собой четырехзначное число. При этом первые две цифры обозначают неделю года выпуска покрышки (в году их 52), а последние две - последние две цифры года производства.
Обозначение даты выпуска велосипедной шины



Если покрышка с не симметричным рисунком протектора то должно быть указано как устанавливать эту покрышку. Обычно это английские слова:
  • Rotatiion (вращение)
  • Drive (ездить, ехать),
  • Rotating Direction (направление вращения)
Также может присутствовать стрелка, которая указывает направления вращения колеса при установке на велосипед.
Маркировка велосипедной шины
Если покрышка предназначена только для переднего или только для заднего колеса, тогда не ней делается соответствующая надпись.
Но если покрышку можно ставить как на заднее, так и на переднее колесно, но с разным направлением вращения колеса то там есть соответствующая маркировка. То есть при установке покрышки на заднее колесо смотрим на стрелку Rear (задний) и ставим ее таким образом, чтобы заднее колесо крутилось по стрелке Rear. При установке этой же покрышки на переднее колесо обращаем внимание на стрелку Front (перёд, передняя сторона). Покрышка, установленная на переднем колесе крутится по стрелке Front.
Маркировка велосипедной шины


Если покрышка может использовать в холодное время года, на ней будет написано "W", "Winter", "All seasons" или нарисована снежинка.


Обозначение размера велосипедной покрышки присутствует на всех покрышках, даже на которых нет названия производителя. Исторически сложилось несколько типов маркировки размеров велосипедных покрышек:
  • Европейская маркировка покрышек - самая распространенная и информативная. Обозначения соответствуют европейскому стандарту European Tire and Rim Technical Organization (сокращенно ETRTO).
    Несмотря на все усилия, добиться полной стандартизации не удалось и показатели могут обозначаться как в миллиметрах, так и в дюймах. Причем обе записи наносятся вместе и могут вызвать некоторое затруднение, хотя обозначают одно и то же.
    • европейская двойная маркировка в миллиметрах - две цифры, указанные через черточку. Пример: 35-622, где 35 - ширина покрышки, а 622 - диаметр.
    • европейская тройная маркировка в дюймах - три числа, целых или дробных. Пример 26*13,8*11,5 - внешний диаметр, высота и ширина. 
    • советская двойная маркировка в миллиметрах - те же две цифры, что и в первом пункте, но значения ширины и диаметра заменены местами.
      Европейская маркировка велосипедных шин
  • Французская маркировка покрышек - чаще всего встречается на спортивных велосипедах и практически никогда - на горных.
    Запись вида 700 x 35С читается как: примерный внешний диаметр 700 мм, ширина 35 мм, внутренний диаметр "С" (=622 мм). Буквенное обозначение внутреннего диаметра от "А" до "D", где "А" - самый маленький, а "D" - самый большой размер.
  • Британская маркировка покрышек - традиционная система, сложившаяся в Англии, выражается в дюймах.
    Такая маркировка менее информативна и носит примерный характер. Например, диаметры покрышки 559 мм, 571 мм и 590 мм будут обозначаться как 26''. Велосипедные покрышки, которые имеют диаметры 622 мм и 635 мм, будут иметь размер 28''. А покрышки для найнеров 29" совместимы по посадочному диаметру с 28" (только 622 мм).
    Бывает двух видов:
    • из двух цифр. Запись вида 28 х 1 3/8 или 28/1 3/8 читается как: внешний диаметр покрышки 28 дюймов, предполагаемая ширина - одна целая и три восьмых дюйма.
    • из трёх цифр. Запись вида 28 х 1 5/8 х 1 3/8 читается как: 28 - внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 - высота покрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 - ширину покрышки в дюймах.


Иногда на покрышке указывается ее максимальная грузоподъемность в кг (или фунтах - LBS). Конечно, если давление на шину будет немного больше указанного, то покрышка сразу же не лопнет, но риск ее повреждения будет значителен. Да и срок службы сократиться.
Максимальная нагрузка указывается при максимально допустимом давлении в шине.


Существуют покрышки с нанесенным на боковую поверхность светоотражающим слоем, о чем то же может быть соответствующая надпись. Обычно это Reflex.


Если в боковину покрышки вплетен дополнительный кевларовый слой, устойчивый к порезам и износу, то будет присутствовать надпись EXO Protection. Такие покрышки хорошо подходят для каменистых горных трасс, где высока вероятность порезать борта.


Если велосипедную покрышку можно использовать без камеры, то на ней есть надписи Tubeless (бескамерный), Tubeless Ready, TLR, TR, Tubeless tire, Tubeless tyre, Tubeless Easy.


Если в велосипедной покрышке есть антипрокольный слой, то на ней есть надписи Anti-flat, Anti-puncture, Puncture protection, Puncture resistance, Flatless.




Также может быть дополнительная информация или пояснения, которую производитель посчитает нужной: любую дополнительную информацию о производителе, адрес своего сайта, на котором можно прочитать о нем самом и выпускаемых покрышках, возможность использования в холодное время года и т.п..






Об том как снять покрышку и как поставить покрышку написано отдельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий