Отредактировано 29.12.2024
Блок-ролик - это блок для горизонтального и вертикального перемещения груза, который используется в альпинизме, скалолазании, спортивном туризме для уменьшения трения веревки в местах её перегиба (например, для создания полиспаста или изменении вектора силы).
Вот несколько вариантов использования блок-роликов
- подъём пострадавшего из трещины
- спуск и подъём пострадавшего по скалам при спасательных работах
- самостоятельный подъём по верёвке
- подъём грузов на восхождении
- организация и перемещение человека и груза по навесной переправе или троллеи
- и т.п.
Вот несколько примеров использования блок-роликов
![]() |
Позиционирование блока в пространстве |
![]() |
Система из блоков, позволяющая перемещать груз как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении |
Конструкция блок-роликов
Конструкция блок-роликов обычно включает в себя сам ролик, щёчки и подшипники (втулки).
Ролики блок-ролика
Чем больше диаметр роликов, тем выше КПД блока.
Условно, ролики можно разделить по диаметру подвижной части на большие и маленькие. К большим, условно, относятся ролики диаметром, примерно, от 40 до 50 мм., а к маленьким - диаметром, примерно, от 20 до 30 мм.
Большие ролики применяются, преимущественно, в промышленности и при проведении профессиональных спасработ. В горы обычно берут маленькие ролики, так как они меньше весят и занимают меньше места.
Сам ролик (как и весь блок-ролик) конструктивно рассчитан на верёвки определённых диаметров, которые указывается производителем на самом блок-ролике. И тут даже самые компактные модели рассчитаны на верёвки диаметром до 11-13 мм. Учитывая, что в современном туризме и альпинизме нечасто встретишь что-то толще 10 мм, то и проблем с подбором подходящего блока не возникнет.
Правда проблемы могут возникать из-за верёвок малого диаметра: на отдельных бюджетных блок-роликах встречается существенный зазор между роликом и внутренней частью щёчек, куда может попасть верёвка.
Подшипник (втулка) блок-ролика
Наличие или отсутствие подшипника влияет на КПД ролика. Другими словами с подшипником тащить веревку будет проще, чем без него, но стоят такие ролики дороже.
Подшипники испльзуются шариковые и не требующие обслуживание.
Вместо подшипника может быть установлена втулка, у которой КПД меньше чем у подшипника. К том же для их работы втулки надо регулярно смазывать.
Щечки (боковины) блок-ролика
Блок-ролики с фиксированными щечками быстрее в работе, так как их не нужно открывать и закрывать для соединения с веревкой. Но для них требуется овальный карабин, желательно, с круглым сечением, иначе блок будет сидеть не ровно и будет плохо работать.
Блок-ролики с подвижными щечками менее требовательны к форме карабина, но их дольше одевать и снимать с веревки.
Для того, чтобы одеть или снять ролик с веревке необходимо раздвинуть подвижные части корпуса (щечки). Щечки сводятся плотно, что позволяет использовать карабины различных форм, например, HMS.
Виды блок-роликов
Существует несколько видов блок-роликов. Ниже приведены основные виды блок-роликов. Есть и другие варианты блок-роликов, но они чаще всего узкоспециализированные.
Одинарные блок-ролики
Одинарные блок-ролики используются в простых системах для выполнения разных задач и в первую очередь для изменение направления верёвки (то есть как и обычные блоки).Одинарные блоки выбираются в зависимости от целей использования ориентируясь на показатели:
- максимально допустимой нагрузки
- эффективности (КПД)
- веса изделия
Соблюдается соотношение минимальной нагрузки для разрушения к предельной рабочей нагрузка как 5 к 1 (если иного не указано в паспорте).
Двойной блок-ролик
Имеют два параллельно расположенных ролика. Используются для организации полиспастов. Имеют дополнительную точку крепления, что удобно использовать при подъёме грузов.
Прусик-блоки
Это блок-ролики специально созданный для использования с узлом Прусика в системах, где требуется заблокировать обратный ход верёвки. Форма боковых пластин позволяет ослабить узел, когда он доходит до блока.
Пример использования прусик-блока приведён на схеме ниже
Блок-ролики с зажимами
Блоки со встроенными зажимами позволяет фиксировать обратный ход верёвки и могут заменить обычные блоки и зажимы в подъемных и полиспастных системах при подъёме больших грузов и во время спасательных операций. Такое сочетание снижает общий вес требуемого снаряжения и увеличивает эргономичность.
Но обычно используются простые ролики, а в качестве блокировки обратного хода применяют схватывающий узел или жумар.
Блок-ролики с вертлюгом
Блок-ролики с вертлюгом позволяет ориентировать ролик, находящийся под нагрузкой. Это бывает нужным при некоторых работах, например, при спасательных.
Транспортные блок-ролики (блок-ролики с последовательным расположением роликов)
Транспортные блок-ролики имеют два последовательно расположенных ролика и предназначены для перемещения по верёвке или тросу. Такие ролики легко и быстро устанавливаются и имеют неподвижные боковые пластины. Транспортные блоки очень устойчивы благодаря двум роликам, расположенным на одной линии.
Блоки можно использовать как для организации станции для рабочей и страховочной веревки при работах на высоте, так и для зиплайнов в веревочных парках.
Блок-ролик с такелажной платой
Такелажная плата на блок-ролике предназначено для упрощения установки спасательных систем на натянутых веревках. Это не только снижает вес и габариты, но и общую высоту спасательной системы из-за количества промежуточных соединительных элементов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий