вторник, 10 апреля 2018 г.

Навесная переправа

Отредактировано 20.07.2023


Навесная переправа (воздушная, подвесная) организуется при необходимости переправы через глубокую и/или быструю реку или ущелье если осуществить переправу другим способом невозможно, а также для для переправы больших грузов (в том числе и раненых).

Навесная переправа имеет множество вариантов. Ниже описаны некоторые основные момент при навесной переправе.
  • Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:
    • наименьшая ширина реки (ущелья)
    • надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки
    • небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон
    • возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы
  • При устройстве навесной переправы важно найти способ переправить на другой берег (сторону ущелья) первого участника группы (пример есть в статье "Переправа вброд"). Его задача состоит в том, чтобы надёжно закрепить верёвку на другом берегу таким узлом, который можно будет легко снять. Крепить можно как в деревьям, так и к крупным камням.
  • Сила натяжения основной веревки должна быть оптимальной - слишком сильное натяжение требует дополнительного времени и может привести к обрыву веревки, а слабое вызовет купание, промокание рюкзаков, да к тому же увеличит время переправы. Чувство необходимой силы натяжения появляется только с опытом.
  • Нужно натянуть верёвку с помощью полиспаста. Это делается основной группой. Если для полиспаста используются карабины, то их защёлки должны быть направлены вверх.
    При натяжении веревок не следует допускать единой линии веревок по отношению к точке стояния тянущих ее. Цепочку участников, следует расположить в стороне от этой линии, как минимум на 1 метр. В этом случае при обрыве схватывающего узла, карабин (концы разорванного репшнура) с большой долей вероятности пролетят мимо цепочки участников и ни кого не заденут.
    Использовать любые механические зажимные устройства (жумар, тиблок и т.п.) при натяжении навесных переправ запрещено!
Создание навесной переправы
Вариант натягивания верёвки полиспастом
1 - прямой узел сдвоенной верёвкой; 2 - схватывающий узел (на изображении - узел Пруссика) сдвоенной верёвкой; 3 - узел проводника; 4 - усилие натягивающих; 5 - основная веревка

Создание навесной переправы
Вариант натягивания верёвки полиспастом на карабинах
  • Целесообразно как можно выше в пределах отведенной зоны крепить рабочую веревку, а если она слабо натянута, поддерживать ее дополнительными подпорками (возможно поддерживание и плечом) на одном или на двух берегах, чтобы исключить касание участником воды.
  • Лучше всего использовать две верёвки. По основной (грузовая, рабочая) перемещается сам человек или груз. А транспортировочная (вспомогательная, тяговая) верёвка служит для перемещения груза и помощи при перемещении человека.
  • Груз и человек должны прикрепляться к основной верёвке посредством карабина или блок-роликаВсе ролики, используемые для натяжения переправы, должны быть достаточно большого диаметра. Это необходимо для снижения нагрузки на грузовую веревку.
    Так же нужно определиться, сколько точек подвеса и сколько вспомогательных верёвок будет использоваться.
    Навесная переправа
  • При переправах большого числа людей или крупных партий груза натягиваются две страховочные веревки, которые располагаются одна над другой на расстоянии 50-60 см. По нижней веревке (несущую основную нагрузку) скользит карабин (ролик) с подвеской для переправляющегося, а по верхней (страховочной) – карабин петли страховки, сблокированной с основной системой. 
  • Иногда удобно навесную переправу использовать для перемещения рюкзаков, а самим перебираться другим способом (например, по бревну). В этом случае не надо так сильно натягивать верёвку.
  • С другого берега рабочую веревку в большинстве случаев снимают транспортировочной, которую последний переправляющийся должен вщёлкнуть в крепежный карабин на рабочей веревке. Подтягивая карабин, он как бы протягивает через него рабочую веревку. До начала натягивания карабина транспортировочной веревкой, естественно, надо снять крепление рабочей веревки на берегу, где теперь находится команда. Как правило, здесь применяется простейший узел или крепление, аналогичное креплению на исходном берегу, - защелкивание карабина на рабочей веревке, обернутой вокруг дерева, в ту же веревку навесной переправы. Поэтому для снятия карабина следует подтянуть веревку навесной переправы. Если натяжение переправы ослабло, то прикрепив к рабочей веревке навесной переправы дополнительную с помощью схватывающего узла, вся команда тянет за дополнительную веревку и снимает крепление. Возможно применение блочков или полиспастов для подтягивания рабочей веревки переправы, чтобы ослабить натяжение в месте крепления.
  • Необходимо обращать внимание на петлю самостраховки: она не даст вам утонуть в период помощи очередному переправляющемуся.
  • Для обвязки обычно используют различные системы. Передвижение возможно на одном или двух карабинах, однако рекомендуется пользоваться двумя карабинами, закрепленными на системе: это повышает безопасность при движении. Карабины могут быть оборудованы специальными блоками с приспособлением, не позволяющим им соскакивать с веревки.
    Если нет системы, то можно обойтись подручным способом.
    Навесная переправа
    Верёвочное седло для навесной переправы
  • Переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево или толчком товарищей по команде.
    Если верёвка сильно наклонена к противоположному берегу (крутизна более 15°) и имеется опасность получения травмы, то переправляться нужно ногами вперёд.
  • Взаимопомощь в период пристегивания и отстегивания обязательна: она экономит силы и время.
  • После натяжения верёвки (т.е. это уже второй переправляющийся) первый переправляющейся по ней должен быть самым тяжёлым. Если оказывается, что глубина провисания основной верёвки — недопустима (например, участник касается воды), он возвращается назад, и верёвку натягивают повторно.
  • Заблаговременно следует продумать переправу груза: рюкзаки могут быть быстро скреплены и подвешены и они могут быть переправлены за несколько заходов. Крепление их за кольца недостаточно надежно: при свободном креплении за лямки рюкзаки могут перевернуться и часть груза может выпасть. Целесообразно заранее прикрепить к верхней части лямок или местам их крепления специальные петли, веревки или стропы.
  • Груз желательно переправлять, когда у начала и конца переправы находится не менее двух человек.
  • Во время переправы людей и груза нужно активно использовать транспортировочную вспомогательную веревку, которая может быть закольцована между берегами. Непрерывная работа ею значительно ускоряет переправу.
    • При этом на грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел проводник, петля которого вставляется в этот карабин.
    • Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.
    • Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.
  • Обязательная самостраховка всех членов команды в рабочей зоне переправы обусловлена организации переправы на участке, где возможен срыв. Только после пристегивания к основной веревке может быть снята самостраховка и, наоборот, только после пристегивания к самостраховке может быть снята страховка.
  • Еще одно обязательное условие переправы - на рабочей веревке может находиться только один человек или груз. Поэтому пока переправляющийся не отстегнул карабин от рабочей веревки, пристегиваться к ней, а тем более нагружать ее нельзя.
  • В большинстве случаев первый и последний переправляющиеся участники должны быть наиболее подготовленными в команде.
Навесная переправа
Организация навесной переправы

Навесная переправа
Организация навесной переправы

Организация навесной переправы
Оборудование места переправы

1 комментарий:

  1. если у вас рюкзак правильной конструкции и выполнен с соблюдением всех правил его шитья, вы можете переправится на нем. переворачиваете строго наоборот, ноги просовываете вместо рук, грудную стяжку затягиваете на поясе и закрепив карабин вперед! обственоручно проделывал подобное при весе 85кг с РД-54. РЮКЗАК БЫЛ ПОЛНЫЙ

    ОтветитьУдалить