понедельник, 28 августа 2023 г.

Что такое станция страховки в альпинизме

Станция страховки в альпинизме - один из элементов страховки, когда 2 и более точки страховки (т.е. мест закрепления на рельефе) соединенны в одну, что позволяет распределять нагрузку между этими точками.

Чаще всего станция делается для смены лидера (это человек, который первым идёт по маршруту и ставит промежуточные точки страховки). Иногда станции используются в качестве спусковых точек или для подъема грузов (например, при спасательных работах).



Ниже приведена лишь ОСНОВНАЯ информация по станциям страховки.
Это связано с тем, что вариантов станций страховок существует много. И все их описать в одной статье очень трудно... если вообще возможно. К тому же статистика аварий, развитие науки и технологии материалов влияют на создание страховочных станций.



Устройство станции страховки в альпинизме

В качестве точек страховки могут быть использованы скальные крючьязакладки, френды и камлоты, петли на выступах и т.п..
Как правило, точки блокируются (объединяются) с помощью репшнура, станционной петли (сшитая в виде кольца стропа) или основной верёвки.

Когда все страховочные точки станции сблокированы, на станцию вешается так называемый мастер-карабин. Обычно это большой карабин с муфтой, который используется в качестве накопителя для остального снаряжения. Таким образом, все операции на станции производятся через мастер-карабин.


Если используется репшнур то обычно его концы связывается узлом грейпвайн для создания замкнутой петли.
И при организации станции страховки, когда точки станции находятся на разной высоте, надо учитывать положение этого узла: узел петли должен находиться на короткой стороне блокировки станции. В случае переворота петли вверх (падение при наличии промежуточных точек страховки), короткая сторона треугольника блокировки удлиняется и узел не застревает в карабине. Если узел находится на длинной стороне треугольника, при перевороте петли он препятствует распределению силы рывка на обе точки станции.
Станция страховки в альпинизме


Правила создания станций в альпинизме

При создании станций надо учитывать следующие базовые правила, которые при необходимости дополняются.
  • На случай разрушения одной из точек страховки должна присутствовать избыточность точек страховок.
  • При разрушения одной из точек страховки распределение нагрузки должно делаться так, чтобы не возникал рывок на оставшиеся точки страховки.
  • Угол между двумя точками страховки должен быть острым: это уменьшает нагрузку на петлю и карабин, а также снижает вероятность нагрузить карабин в трёх направлениях.
    Максимально возможный угол - 90°.
  • Стоит понимать что добиться равной нагрузки на точки страховки невозможно.
  • Для точек страховки используйте самые большие и самые прочные средства, которые у вас есть и убедитесь, что ваши точки размещены в прочной породе.
  • При работе станции (изменении направления нагрузки) между ветвями станции не должно быть трения.
  • Для страховки и самостраховки всегда используются карабины с муфтой.


Виды станций в альпинизме

Принципиально станции можно разделить на два вида: с последовательным соединением точек и станции с рапределением нагрузки.


Станция с распределением нагрузки

Такая станция обычно используется если имеются сомнительные в плане надёжности точки страховки. И их можно разделить на компенсационные и локальные станцнии.


Компенсационные станции в альпинизме

На компенсационных станциях мастер-карабин не закрепляется. При этом достигается динамическое распределение нагрузки между этими точками: т.е. при изменении вектора силы нагрузка будет равномерно распределяться между точками.

К основным плюсам таких станций относится любая направленность и простота изготовления.
К основным минусам таких станций относится использование только двух страховочных точек (при большем количестве точек будет больше трения и нагрузка будет распределяться хуже), а а также то что при отказе одной точки оставшаяся точка испытывает шоковую нагрузку (рывок).
Станция страховки в альпинизме
Компенсационная станция на двух точках страховки

Станция страховки в альпинизме
Два варианта компенсационной петли на трёх точках

Узел на ветвях компенсирующей петли уменьшит возможное удлинение петли при вырывании любой из точек, сохраняя выгоды уравнивания нагрузки.
Изменяя положения узлов, можно регулировать фактический диапазон направлений, в котором происходит выравнивание.
Станция страховки в альпинизме


Локальные станции в альпинизме

Локальные станции обычно делают более чем на двух точках, которые жёстко между собой связаны в петлю (мастер-карабин находится в одной точке). Для создания центральной петли (где находится мастер-карабин) можно завязать узел проводник или узел восьмёрка.
При это рекомендуется натянуть репшнур в направлении ожидаемой нагрузки, чтобы вручную выровнять нагрузку на обе точки, а только затем завяжите узел.

При этом способе создания станции вектор силы задан в одном направлении. Если вектор силы меняется, то нагрузка будет распределяться между точка неравномерно (часть точек окажется недогруженными, а часть перегруженными).

К основным плюсам таких станций относится то, что можно задействовать много точек, а в случае отказа одной точки страховки нагрузка плавно перераспределится на остальные точки (не будет рывка).
К основным минусам таких станций относится то что они однонаправленные, относительно сложно делаются и на это может потратиться дополнительное время. А также что нужен довольно длинный отрезок репшнура.


Станция страховки в альпинизме
Классический "американский" способ блокирования трех точек в локальной станции в альпинизме



Каскадные (многоуровневые) станция страховки

Это несколько станций, объединенных в одну. Станции подобного рода довольно сложны.
Станция страховки в альпинизме



Станция с последовательным соединением точек

Такая станция обычно используется при наличии надёжных точек страховок.

При последовательном соединении нагружается только одна точка страховки, а вторая остаётся не нагруженной и служит для ее подстраховки. Такая станция может быть реализована с помощью основной верёвки или отдельной петли. 
Станция страховки в альпинизме
Станция с последовательным соединением точек
Слева - с помощью основной верёвки.
Справа - с помощью петли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий