Станция страховки в альпинизме - один из элементов страховки, когда 2 и более точки страховки (т.е. мест закрепления на рельефе) соединенны в одну, что позволяет распределять нагрузку между этими точками.
Чаще всего станция делается для смены лидера (это человек, который первым идёт по маршруту и ставит промежуточные точки страховки). Иногда станции используются в качестве спусковых точек или для подъема грузов (например, при спасательных работах).
Ниже приведена лишь ОСНОВНАЯ информация по станциям страховки.
Это связано с тем, что вариантов станций страховок существует много. И все их описать в одной статье очень трудно... если вообще возможно. К тому же статистика аварий, развитие науки и технологии материалов влияют на создание страховочных станций.
Устройство станции страховки в альпинизме
В качестве точек страховки могут быть использованы скальные крючья, закладки, френды и камлоты, петли на выступах и т.п..
Как правило, точки блокируются (объединяются) с помощью репшнура, станционной петли (сшитая в виде кольца стропа) или основной верёвки.
Когда все страховочные точки станции сблокированы, на станцию вешается так называемый мастер-карабин. Обычно это большой карабин с муфтой, который используется в качестве накопителя для остального снаряжения. Таким образом, все операции на станции производятся через мастер-карабин.
Если используется репшнур то обычно его концы связывается узлом грейпвайн для создания замкнутой петли.
И при организации станции страховки, когда точки станции находятся на разной высоте, надо учитывать положение этого узла: узел петли должен находиться на короткой стороне блокировки станции. В случае переворота петли вверх (падение при наличии промежуточных точек страховки), короткая сторона треугольника блокировки удлиняется и узел не застревает в карабине. Если узел находится на длинной стороне треугольника, при перевороте петли он препятствует распределению силы рывка на обе точки станции.
Правила создания станций в альпинизме
При создании станций надо учитывать следующие базовые правила, которые при необходимости дополняются.
- На случай разрушения одной из точек страховки должна присутствовать избыточность точек страховок.
- При разрушения одной из точек страховки распределение нагрузки должно делаться так, чтобы не возникал рывок на оставшиеся точки страховки.
- Угол между двумя точками страховки должен быть острым: это уменьшает нагрузку на петлю и карабин, а также снижает вероятность нагрузить карабин в трёх направлениях.
Максимально возможный угол - 90°. - Стоит понимать что добиться равной нагрузки на точки страховки невозможно.
- Для точек страховки используйте самые большие и самые прочные средства, которые у вас есть и убедитесь, что ваши точки размещены в прочной породе.
- При работе станции (изменении направления нагрузки) между ветвями станции не должно быть трения.
- Для страховки и самостраховки всегда используются карабины с муфтой.
Виды станций в альпинизме
Принципиально станции можно разделить на два вида: с последовательным соединением точек и станции с рапределением нагрузки.
Станция с распределением нагрузки
Такая станция обычно используется если имеются сомнительные в плане надёжности точки страховки. И их можно разделить на компенсационные и локальные станцнии.
Компенсационные станции в альпинизме
На компенсационных станциях мастер-карабин не закрепляется. При этом достигается динамическое распределение нагрузки между этими точками: т.е. при изменении вектора силы нагрузка будет равномерно распределяться между точками.
К основным плюсам таких станций относится любая направленность и простота изготовления.
К основным минусам таких станций относится использование только двух страховочных точек (при большем количестве точек будет больше трения и нагрузка будет распределяться хуже), а а также то что при отказе одной точки оставшаяся точка испытывает шоковую нагрузку (рывок).
Компенсационная станция на двух точках страховки |
Узел на ветвях компенсирующей петли уменьшит возможное удлинение петли при вырывании любой из точек, сохраняя выгоды уравнивания нагрузки.
Изменяя положения узлов, можно регулировать фактический диапазон направлений, в котором происходит выравнивание.
Локальные станции в альпинизме
Локальные станции обычно делают более чем на двух точках, которые жёстко между собой связаны в петлю (мастер-карабин находится в одной точке). Для создания центральной петли (где находится мастер-карабин) можно завязать узел проводник или узел восьмёрка.
При это рекомендуется натянуть репшнур в направлении ожидаемой нагрузки, чтобы вручную выровнять нагрузку на обе точки, а только затем завяжите узел.
При этом способе создания станции вектор силы задан в одном направлении. Если вектор силы меняется, то нагрузка будет распределяться между точка неравномерно (часть точек окажется недогруженными, а часть перегруженными).
К основным плюсам таких станций относится то, что можно задействовать много точек, а в случае отказа одной точки страховки нагрузка плавно перераспределится на остальные точки (не будет рывка).
К основным минусам таких станций относится то что они однонаправленные, относительно сложно делаются и на это может потратиться дополнительное время. А также что нужен довольно длинный отрезок репшнура.
Каскадные (многоуровневые) станция страховки
Станция с последовательным соединением точек
Такая станция обычно используется при наличии надёжных точек страховок.
При последовательном соединении нагружается только одна точка страховки, а вторая остаётся не нагруженной и служит для ее подстраховки. Такая станция может быть реализована с помощью основной верёвки или отдельной петли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий