суббота, 12 декабря 2020 г.

Основные обязанности пешеходов (правила поведения пешеходов)

Отредактировано 9.05.2024


Согласно п. 1.2 ПДД
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств. Например, если вы едите на велосипеде, то вы - водитель, если слезли с велосипеда то стали пешеходом. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.

Ниже буду приведены основные обязанности пешеходов, связанные с безопасностью этих пешеходов, в том числе и с учётом главы "4. Обязанности пешеходов" ПДД РФ.
  • Где и как должны ходить пешеход
    • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам не создаёт помехи для других пешеходов.
      Обратите внимание что на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины.
      "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
      Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Например, если сбоку от проезжей части начинается углубление (канава), то обочины на такой дороге нет.
      "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
    • При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или друг за другом по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части.
    • При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части, так как в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств).
    • В жилой зоне (которая обозначена знаками 5.21 и 5.22) пешеходы могут передвигтаться по проезжей части (про это забывают даже многие водители, но см. п. 17.1 ПДД). Но при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
      Но такие знаки есть не везде! И, например, если двор дома не обозначен этим знаком, то пешеходам ходить надо по тротуару.
      Знаки 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны"
    • Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств (т.е. по правой части проезжей части, так как в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств).
    • Вне населенных пунктов пешеходы при движении по краю проезжей части или обочине должны идти навстречу движению транспортных средств. При этом у них обязательно должны быть предметы со световозвращающими элементами или на них должен быть одет сигнальный жилет. Без них ваше видимость будет плохой и вас могут сбить. К тому же из-за их отсутствия на вас может быть наложен штраф согласно ст. 12.29 КоАП... а если не повезёт то согласно ст. 12.30 КоАП.
    • При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Да даже яркая или светлая одежда сделает вас заметнее для автомобилистов и других людей!
      "Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
      "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
    • При движении по тротуару желательно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения. Но это можно сделать не всегда, к тому же обычно многие люди так не делают.
      А вот если вы хотите идти более безопасно, то стоит идти по середине тротуара.
    • Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, выезда с автостоянок и других подобных мест, необходимо обратить внимание, не выезжает ли автомобиль.
    • Заходите за угол по широкой дуге - так вы вовремя заметите не только возможного злоумышленника, но и успеете уклониться от столкновения с кем-либо или чем-либо.
    • В ночное время особенно внимательно стоит смотреть под ноги, особенно в слабо освещённых или не освещённых местах: есть шанс попасть в открытый люк. Зимой (особенно в начале зимы) повышается вероятность найти открытый люк, когда при уборке снега его случайно техникой "зацепляет".
    • Не ходите по улице в наушниках. С ними у вас куда больше шансов пострадать не только уличного воришки, и от нежданно выкатившегося из-за поворота автомобиль.
    • Не ходите по улице в одетом капюшоне. Хоть он и удобен в некоторых ситуациях (в первую очередь когда есть ветер), но с ним у вас меньше угол зрения (т.е. вы меньше видите) и капюшон приглушает звук (т.е. вы хуже слышите), и вы можете просто не заметить нежданно выкатившейся из-за поворота автомобиля.
    • Не пишите и не читайте сообщения в смартфоне (телефоне), когда идёте по улице. При этом сбивается ощущение равновесия и направления, и вы можете случайно выйти на проезжую часть: такие несчастные случаи на городских улицах происходят регулярно.
    • Во дворах и у не регулируемого перекрёстках водители автомобилей могут не включить поворотник или если включат то не повернут. Поэтому надо быть осторожным.
    • Если пешеход идёт по узкой тропе (что может быть, например, зимой) и навстречу вам идёт кто-либо, то заранее ищите место где можно сойти с тропы и пропустить движущегося навстречу человека. Например, это может быть ответвление на другую тропу или места где уже раньше стояли другие люди.
      Но если видите что вам уступают то сами не вставайте. А, по возможности, идите чуть быстрее.
    • Не наступайте на люки: они могут перевернуться под вами.
  • Движение пешеходов группой
    • Если вы идёте группой (более 4 человек), то не растягивайтесь на всю ширину улицы или дороги. Идите парами или тройками, чтобы не мешать другим людям и машинам двигаться.
    • Движение организованных групп людей по дороге разрешается только по правой стороне проезжей части по ходу движения транспортных средств колонной не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
    • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
  • Переход дороги
    • должен производиться по пешеходным переходам (подземным или надземным), а при их отсутствии - на перекрестках по воображаемому продолжению тротуара или обочины.
    • перед переходом дороги следует снять капюшон, чтобы был хороший обзор. Рекомендую также выключить наушники, чтобы была хорошая слышимость того что вокруг. И не стоит смотреть в смартфон: есть риск что вы ничего опасного просто не заметите.
    • в местах, где дорожное движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика движения или пешеходного светофора (т.е. переходить ТОЛЬКО на зелёный), а при их отсутствии - сигналами светофора, регулирующего движение транспортных средств.
      Обратите внимание, что в некоторых случаях чтобы пешеходный светофор переключился на зелёный свет надо нажать на кнопку под светофором.
    • ожидая зелёного света на переходе, стойте подальше от края тротуара и будьте внимательны: перекрёсток является самым аварийным местом.
    • выходить на проезжую часть вне пешеходного перехода, где движение не регулируется, пешеходам разрешается только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
    • пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
    • пешеходы не должны задерживаться или останавливаться на дороге если это не связано с обеспечением безопасности.
    • не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью. Или же второй автомобиль просто может добавить скорости чтобы объехать медленное едущую машину.
    • пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части, должны остановиться на "Островке безопасности" или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
    • при приближении автомобиля с включённым синим или синим и красным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.
  • Переход железной дороги
    • переходить железнодорожные пути нужно только в установленных местах, используя специальный мост или тоннели. И только под прямым углом.
    • перед переходом через железнодорожные пути стоит убедиться, что по обоим путям в любом направлении не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив, отцеп и т.п.. Если же по путям что-то движется, то его необходимо пропустить, и только после этого двигаться (лучше выждав секунд 10 чтобы поезд удалился и ещё раз осмотрев пути на более длительном отрезки на отсутствие других составов).
      Во время пропуска надо быть на расстоянии не менее 5 м от железнодорожных путей.
    • перед переходом путей следует снять капюшон, чтобы был хороший обзор. Рекомендую также выключить наушники, чтобы была хорошая слышимость того что вокруг. И не стоит смотреть в смартфон: есть риск что вы ничего опасного просто не заметите.
    • при переходе через железнодорожные пути, занятые стоящим поездом лучше всего обойти этот поезд. 
    • непосредственно перед отправлением машинист подаёт гудок. Как вы услышали гудок стоит быть особенно осторожным и уж точно не стоит пытаться побыстрее перебежать пути.
    • при переходе рельс (не только железнодорожных, но и трамвайных!) шагать нужно так, чтобы одна нога оказалась в колее (между рельсов), а вторая по другую сторону пути. И при этом не стоит наступать на сами рельсы (головку рельса). Да и на железобетонные шпалы снаружи рельсов тоже наступать не стоит.
    • не стоит переходить и перебегать перед поездом, подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки
  • Будьте осторожными на остановках, когда ждёте общественный транспорт. В первую очередь не стойте у самой кромки тротуара и в первых рядах (особенно низкорослым людям, пожилым людям и детям): толпа может случайно вытолкать вас на проезжую часть под транспорт или вы можете сами подскользнуться/оступиться и попасть под проезжающий транспорт.
  • Нельзя снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения.
  • Не оставляйте на дороге предметы, которые создают помехи для движения других пешеходов и транспортных средств.
  • Не стоит играть в игры на обочине, пешеходной дорожке или, тем более, на самой дороге.
  • Будьте осторожны если на улице гололёд. В первую очередь это относится к правильном хождению по льду.
  • Не забывайте что шнурки служат для фиксации обуви на ногах. И если шнуровка выполнена не правильно или не правильно завязаны шнурки, то можно получить травму, мозоли, натоптыши и т.п..
  • Не пинайте предметы: они могут оказаться тяжелее, чем вы думаете. В результате вы может получить травму.
  • Не стоит курить (в том числе и электронные сигареты или вейпы) прямо в местах где ходят другие люди. Это мало кому нравится. К тому же это запрещено законом (ст. 6.24 КоАП РФ).
  • Весной стоит быть особенно внимательным: некоторые водители зимой не ездят, а весной, после большого промежутка времени, начинают поездки. Но они частично теряют свои навыки и могут потерять управление автомобилем. Также наличие льда на дороге увеличивает вероятность потерять управления. К тому же весной может возникнуть аллергия из-за которой водитель может потерять управление... или из-за лекарств от аллергии.
  • В тёплое время года стоит опасаться людей которые не идут по пешеходной дорожке, а перемещаются любым другим способом: велосипедистов, самокатчиков (особенно на электросамокате), людей на роликах и скейтбордах и т.п. В случае если эти люди ездят на специально отведённых для этого дорожках или местах, то пешеходам там делать нечего.
  • Если вы встретились с кем то знакомым и хотите поговорить то вставать надо так, чтобы идущие мимо люди могли спокойно пройти. К тому же не стоит стоять на перекрёстках.






Возможно вас также заинтересует статьи

1 комментарий: