пятница, 9 марта 2018 г.

Авиационный носимый аварийный запас (НАЗ)

Отредактировано 10.06.2023


Авиационный носимый аварийный запас (НАЗ) предназначен для членов экипажей летательных аппаратов при аварийном покидании самолета для поддержания их жизнедеятельности на суше и на воде, а также для подачи сигналов с места их нахождения и ведения двухсторонней радиотелефонной связи с поисковыми группами.
Такие НАЗы используют только военные лётчики.

Авиационный носимый аварийный запас - это"правильное" название, согласно действующего ГОСТа.



СОДЕРЖАНИЕ
Расположение и крепление авиационных НАЗов
Принцип работы авиационного НАЗа, расположенного в кресле
Первые НАЗы
НАЗ-У
НАЗ-7
НАЗ-7БМ (БС)
НАЗ-7M
НАЗ-7МБ
НАЗ-8
НАЗ-8Б
НАЗ-И
НАЗ-ИР
Примечания к комплектованию авиационных НАЗов из РПАСОП ГА-91
Паёк в НАЗе
Рыболовная снасть в авиационном НАЗе
Медицинская аптечка в авиационном НАЗе
Оружие в НАЗе
Выписки из НПСДП-2001
Примечания
О реальном применении авиационного НАЗа



Стоит учитывать, что такие НАЗы для обычных людей (в том числе и выживальщиков) не очень то подходят. Информацию привожу просто для сведения и расширения кругозора.


Вся комплектация носимых аварийных запасов приведена по приложению 19 "РПАСОП ГА-91. Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР" (утв. Приказом МГА СССР 28.03.1991 N 65)

Эта же информация имеется в Наставлении по авиационной поисково-спасательной службе СССР (НАПСС-90) в Приложении 7. Но, как написано в РПАСОП ГА-91, учтено было многое, в том числе и НАПСС-90... поэтому его упоминания практически не будет.

Поэтому более подробную информацию, если вы захотите, можно посмотреть в приведённых руководствах.


Расположение и крепление авиационных НАЗов.

Авиационный НАЗ располагается по разному.

В самолете обычно находится в катапультируемом кресле (на многих типах самолётов сейчас стоят креслах К-36 и его модификации и НАЗ в них размещается в чашке кресла и, получается, летчик сидит на НАЗе) и сам НАЗ зашнуровывается в сумку прикрепленную к сиденью. НАЗ крепится к подвесной системе, одетой на лётчика с помощью замка поясного (расположенного на самой подвесной системе и к которому кроме НАЗа прикрепляется концы ремней поясного притяга), на профилированной крышке НАЗа и крепления расположенного на самом НАЗе.
Замок поясной
Замок поясной

Крепления на НАЗе
Крепление НАЗов к подвесной системе

Еще несколько поясняющих фото есть ниже в принципе работы авиационного НАЗа, расположенного в кресле.


У вертолётчиков и НАЗ находится в жилете. Также теперь такой НАЗ есть и у лётчиков фронтовой авиации (см. НАЗ-ИР).
Также НАЗ может быть сложен в ранец парашюта.



Принцип работы авиационного НАЗа, расположенного в кресле

Лётчик после катапультирования с лодкой, Комар-2, НАЗом на фале
Лётчик после катапультирования
На фале видны лодка, Комар-2М, НАЗ
После разделения лётчика с катапультируемым креслом и раскрытия парашюта автоматически срабатывают пирорезаки и происходит отделение ранца НАЗа  от лётчика и НАЗ повисает снизу на  фале (сам лётчик продолжает сидеть на крышке НАЗа, который крепится к подвесной системе). На более старых типах катапультных кресел лётчик самостоятельно (вручную) на высоте 500-300 м отделял НАЗ  дернув за фал, расположенный у правого бедра... А мог его вообще не выпускать в зависимости от ситуации, складывающейся перед приземлением или приводнением: например, при приземлении на лес или при катапультировании на малой высоте. В таком случае при необходимости отделить НАЗ лётчик нащупывал специальный фал на ноге, тянул его и срабатывали пирорезаки, НАЗ отделялся от штатного места и повисал на фале, который закреплён на подвесной системе парашюта.
Сам НАЗ состоит из трёх частей, которые закреплены на этом фале через определённые промежутки. Пока всё падает вниз включается радиомаяк (у него выдергивается чека при выходе катапультного кресла из самолёта: т.к. на большой высоте дальность обнаружения радиомаяка увеличивается), потом из баллонов с воздухом выдёргивается чека, что приводит к надуванию лодки (плота) и надувании оболочки автоматического радиомаяка "Комар-2М". В итоге получается что на фале висит сначала сам НАЗ, выше него радиомаяк, выше плот или лодка.
При приземлении в лес надо либо подтянуть НАЗ к себе чтобы он не болтался внизу и не зацепился за ветки. Либо быть готовым отстегнуть его, а потом искать в лесу...

Фал НАЗа крепится к крышке НАЗа (находится на лётчике, он на этом сидит) и на земле после приземления надо оторвать его тарировочную ленту (тарированный шов) для отделения НАЗа от фала. Также НАЗ крепится к правому кольцу на индивидуальной подвесной системе лётчика (при спуске на парашюте это как бы то, на чём сидит лётчик и чем он крепится к парашюту) обыкновенным карабинчиком (Поэтому потерять НАЗ вполне можно, стоит только при посадке в кабину не пристегнуть его к одежде...). Это позволяет при приземлении или приводнении всегда иметь рядом с приземлившемся лётчиком НАЗ и надувную лодку (плот).

Вот оторванная тарировочная лента на крышке катапультного кресла
Авиационный НАЗ

А вот НАЗ-7М на котором хорошо виден фал с креплением на высотный костюм (подвесную систему) и на катапультное кресло.
Носимый аварийный запас НАЗ-7М

Также были упоминания что в катапультируемом кресле К-36 НАЗ, в случае недоспуска на фале при приземлении и сгибе ног, ударяет по голеням ног и при неудачном приземлении, возникает вероятность перелома.

Более подробно об том как происходит катапультирование и как работает катапультируемое (катапультное) кресло сказано отдельно.


Первые НАЗы

Что-то нормальное по этой информации не нашёл. Но что нашёл, тем и делюсь...

В 10 части книги "Питание в условиях автономных экспедиций и аварийных ситуаций" (автор - Лучинский Г.Н. М.: Аэрогеология, 2005) написано, что в 1936 г. для летного состава был введён аварийный запас продовольствия для экипажей самолетов на случай аварий и вынужденных посадок в местностях, удаленных от населенных пунктов, а также при остановках во время полетов. При этом предусматривалась выдача одного из двух вариантов пищевого запаса в зависимости от условий по маршруту самолета. Расходование пищевого запаса разрешалось во всех случаях аварий или вынужденных посадок в отдаленных от населенных пунктов местностях не ранее 4 ч с момента приземления.

При выполнении полетов над территорией Сибири, Дальнего Востока и других относительно малонаселенных регионов, а также над поверхностью морей и океанов пищевой запас рассчитывался для использования в течение 3 сут. и содержал несколько больше продуктов. Суточный набор продуктов для такого 3-дневного пищевого запаса включал галеты типа "Крекер" - 300 г, шоколад "Золотой ярлык" - 300 г, консервы "Тушеное мясо" - 1 банку (338 г  нетто). Кроме того, на каждые сутки выдавалось 1000 г воды.

При полетах в другие районы нашей страны, где помощь могла быть оказана быстрее и населенные пункты расположены более густо, пищевой запас рассчитывался для использования в течение 2 суток. Суточный набор продуктов для 2-дневного пищевого запаса включал печенье типа "Крекер" - 300 г, шоколад "Золотой ярлык" - 200 г, консервы мясные - 1 банку (в данном случае предусматривалась выдача консервов "Мясо вареное" или "Мясо жареное", "Мясо соленое", имевших массу 260 г нетто). Вода выдавалась из расчета 800 г/сут.
Приведенные выше варианты выдавались каждому члену экипажа самолета перед вылетом. До полета он хранился на аэродроме вблизи местонахождения самолетов. Соответствующая упаковка предотвращала порчу пищевого запаса при хранении на аэродроме и на борту самолета. Срок хранения пищевого запаса был установлен для галет, печенья и шоколада 6 мес., для мясных консервов 1 год со дня их изготовления. Вода перед вылетом должна была наливаться в емкость свежей, а после окончания полета ее следовало обязательно выливать.
Раз в месяц пищевой запас должен был осматриваться врачом, который составлял акт по результатам осмотра. Продукты, не выдержавшие установленного срока хранения, должны были заменяться свежими. Продукты, у которых истек срок хранения, но годные к употреблению по заключению врача, могли использоваться в повседневном питании вместо других продуктов, входивших в стандартный суточный рацион наземного питания, в соответствии с установленными нормами замен продуктов.





В официальных документах первое упоминание о НАЗе (точнее его зародыше), только про продукты, нашёл в Постановлении Государственного Комитета Обороны № 662 от 12 сентября 1941 "О нормах продовольственного снабжения Красной Армии". 
В параграфе 7 сказано:
Установить на самолетах фронта на случай аварий и вынужденных посадок пищевой запас на 1 человека:
— молока сгущенного - 3 банки
— консервов мясных - 3 банки
— галет "Крекер" - 800 г.
— шоколада - 300 г.
— сахара - 400 г.

Также есть Приказ НКО СССР №312 от 22 сентября 1941г. "О введении новых норм продовольственного снабжения Красной Армии", где в параграфе 9 сказано:
Установить на самолетах фронта и на действующих самолетах тыла на случай аварий и вынужденных посадок пищевой запас на одного человека:
— молока сгущенного - 3 банки
— консервов мясных - 3 банки
— галет "Крекер" - 800 г.
— шоколада - 300 г.
— сахара - 400 г.
или вместо шоколада печенья - 800 г.





В автобиографической повести Захара Сорокина "Звёзды на фюзеляже" упоминается вот такие вещи:
... вложил пистолет в кобуру. Стал шарить по карманам. Зеркальце, электрический фонарик... Снял с шеи шерстяной шарф, замотал лицо... Ощупал на руке компас. Стекло разбито, стрелка выпала... Кое-как подтянувшись к кабине, достал бортовой паек, ракетницу, сумку с патронами к ней. Прощально погладил рукой свой израненый "миг". Рассовал по карманам печенье, галеты, банки с мясными консервами, шоколад, маленькие бутылочки с коньяком..."
Далее из текста следует, что к ракетице прилагались 4 патрона (как минимум один - красный). Двумя летчик отпугивал волка, оставшимися двумя - пытался разжечь костер. Спичек у него не было .


Конечно можно упомянуть и аварийные комплекты самолётов ленд-лиза. Нашёл на это несколько цитат (правда источника не знаю, найдено на различных форумах).
С самолётами ленд-лиза по северной трассе АЛСИБ поставляли, кроме названного, суточные бортпайки (завтрак-обед-ужин) с большим сроком хранения, надувные лодки и баллоны с антенной аварийной рации в комплекте с химпатронами для их быстрого надувания при попадании в воду. Также для антенны-змей из парашютного шёлка, для приземления на сушу плюс уже настроенную на аварийную волну эту самую рацию с батареей питания. Дальше, аптечка с очень хорошими медикаментами, включая антибиотики, и перевязочными материалами. Ещё два металлических чемоданчика с инструментами и Г-образный фонарь большой мощности. Ветераны вспоминают, что в кабине висели, как правило, наручные часы-штамповка ( не одни) и лежали пачки журналов "Лайф" с блоками сигарет "Кэмел". Это вроде частной инициативы было. Ещё на экипаж прилагались спасательные нагрудники и лётные костюмы штаны-куртка на обезьяньем меху. Растаскивалось всё моментально.
Сигнальные ракеты также входили в комплект и давали "двойное свечение". Из-за этого случались конфликты с нашими истребителями и вскоре американские ракеты сразу же после получения стали заменять советскими.
Есть упоминания, что в комплекте была консервированная питьевая вода в банках, консервы, спиртовка, но возможно это был не НАЗ, а суточные бортпайки (завтрак-обед-ужин) с большим сроком хранения. Разнообразие рациона обеспечивали тушёнка, сардины, сосиски, сгущёнка, шоколад и витамины. Также в комплекте были сигнальные ракеты, спальные мешки на гагачьем пуху, спасательные нагрудники и лётные костюмы (штаны-куртка на обезьяньем!!! меху) дробовики "винчестер", удочки и даже консервированные черви для рыбалки, надувные лодки (с химпатронами или баллонами для их быстрого надувания при попадании в воду), аварийная радиостанция, уже настроенная на аварийную волну. К рации прилагались антенна-змей из парашютного шёлка и батареи питания. Стоит упомянуть также и ЗИП из двух металлических чемоданчиков с инструментами и Г-образным фонарем большой мощности.


Из воспоминаний И.Д. Гайдаенко (из книги А. Драбкина "Мы дрались на истребителях")
В кабине ("аэрокобры") был хороший борт-паек. На каждый прием пищи полагалась отдельная упаковка, в ней всё парафином залито и положены продукты. Еще там была хорошая аптечка. В ней специальный шприц с обезболивающим. Тебе надо только колпачок снять и можешь себя сразу уколоть. Перевязочные материалы были отличные. Но этим можно было воспользоваться, только если ты с самолетом сядешь. А так как это было маловероятно, летчики брали 3—4 плитки шоколада, обматывали их изолентой и прикручивали к парашюту или клали в карман. С собой брали пистолет и еще пару обойм. Ракетницу не брали. Кроме штатного ТТ у меня был небольшой немецкий пистолет "Маузер". Мне, к счастью, личное оружие применять не пришлось, но мы на земле в свободное время стреляли. Патронов много было.

Потом попалась информация
"С июля 1949 г. были объявлены нормы дополнительных офицерских пайков. Для обеспечения экипажей самолетов на случай аварий и вынужденных посадок, а также для обеспечения подводных лодок был установлен аварийный запас (молоко сгущенное, консервы мясные, галеты или печенье, сахар, шоколад).
С 1 октября 1958 года для экипажей самолетов реактивной авиации к основным нормам установлена выдача дополнительного пайка.
В 1956 году введен аварийный пищевой запас для обеспечения экипажей самолетов на случай аварий и вынужденных посадок. 


Летчик Георгий Агеевич Лобов в своей книге "В небе Северной Кореи" (книга про войну в Северной Корее в 1950-1953 гг) пишет
Снаряжение советского летчика по сравнению с американским выглядело попросту жалким: пистолет ТТ с двумя обоймами, банка сгущенного молока и две-три плитки шоколада.





Ниже приведено содержание самого первого отечественного НАЗа - он еще цифрового индекса не имел. Это 1956 или 1957 год (в разных источниках - разные даты).
Самый первый советский (российский) авиационный НАЗ

Испытания, проведенные Г.А. Арутюновым, Г.Г.Газенко, Е.Я. Шепелевым, В.А.Петровых, Н.П. Тендетниковым, Ю.Ф. Удаловым, В.Г. Воловичем и др. в средней климатической зоне Заполярье, пустыне Каракум и на море, позволили установить, что в течение 2-3 сут. рассматриваемый выше пищевой аварийный запас первого НАЗа обеспечивает выживание экипажей самолетов после аварийного приземления или приводнения. При этом по заключению этих исследователей работоспособность летчиков сохранялась на необходимом для условий выживания уровне.





Есть еще немного информации и по некоторым другим НАЗам
В 1960 г. начинаются работы по обеспечению поиска и спасения космонавтов. Для экипажа космического корабля была разработана специальная укладка (НАЗ-1 — носимый аварийный запас, размещавшийся в чашке катапультного кресла). С дальнейшим развитием космонавтики возникла необходимость создания специальных космических НАЗов для жизнеобеспечения экипажа спускаемого аппарата на случай аварийного прекращения полета и посадки во вне расчетном районе. При создании космических НАЗов в основу были положены принципы авиационных аварийных укладок. Начиная с 1960 г., по медико-техническим требованиям был создан ряд космических аварийных укладок применительно к различным типам спускаемых аппаратов с учетом количества членов экипажа и возможными районами аварийной посадки: "НАЗ-ВЗА", "НАЗ-ШСМ", "Вишня-1В", "Гранат-1, -2, -3, -4, -5" и т. д.
Вот описание НАЗ Гранат-6 из книги Порваткина Н.С. "Тернистый путь космонавта-испытателя. 20 лет в отряде космонавтов"
носимый аварийный запас "Гранат-6" на трех человек, рассчитанный на трое суток "автономного проживания" в непредвиденных условиях, представлял собой несколько упаковок общим весом около 35 килограммов. В этих различных по форме и наполнению "тюках" находились: три комплекта теплозащитных костюмов — ТЗК-10, включавших для каждого члена экипажа куртку, брюки, головной убор, обувь; комплекты гидрокостюмов "Форель" (на случай приводнения); средства аварийной связи (приемо-передающая радиостанция "Прибой", предназначенная для работы в режимах голосовой связи и радиомаяка, который обеспечивал непрерывную подачу условного сигнала для группы поиска); средства световой сигнализации (ракеты разных цветов, огневые факелы—флеши, цветные дымы); рацион питания из расчета на трех человек на три дня (сублимированные продукты, консервы, контейнеры с водой по 2 литра на человека); лагерное снаряжение (медицинская накидка из фольги, рыболовные снасти, компас, таблетки сухого спирта для подогрева воды и пищи, непромокаемые спички, иголки, нитки и прочая житейская мелочь); стрелковое оружие (пистолет ПМ); аптечка с медикаментами и травмоснаряжением. В качестве материала для палатки рекомендовалось использовать купол парашюта, площадь которого составляет 1000 квадратных метров.
Упаковки с набором НАЗа находились на борту космического корабля в различных его местах: размещались между и под сиденьями космонавтов, крепились на стенах кабины (это, в основном, одежда). Понятно, что распихивание в достаточно тесном помещении космической кабины весьма объемного аварийного комплекта являлось настоящей головной болью для специалистов (да и для экипажа тоже).


 



НАЗ-У

Данный НАЗ входил комплектом в спасательный парашют. Например, к спасательному парашюту С-4У или С-5К.
НАЗ-У размещается в ранце парашюта.
Сигнальное зеркало
Двойное сигнальное зеркало

Средства сигнализации и связи
1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей "Прибой". Размещается в кармане
обмундирования.
2. Патрон сигнальный ПСНД, 2 шт.
3. Свисток, 1 шт.
4. Сигнальное зеркало, 1 шт.

Медицинская аптечка, 1 к-т
МЛАС-1
Лодка спасательная МЛАС-1 ОБ

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 20 шт.
2. Сухое горячее, 45 г
3. Компас, 1 шт.
4. Нож авиационный, 1 шт. Размещается в кармане летного костюма


Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой, 1 шт. на 0,7 л
2. Сахар-рафинад, 300 г
3. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра.


НАЗ-7

НАЗ-7 в основной массе ставился на МиГовские катапультные кресла КМ-1 и КМ-1М (это самолёты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27)
Также НАЗ-7 применялся в спасательном парашюте С-5И и спасательной системе С-5И серии 2 (может использоваться как в составе катапультных кресел, так и самостоятельно)

Масса - 10 кг.
НАЗ-7
НАЗ-7

НАЗ-7 с содержимым
НАЗ-7 с содержимым



Средства сигнализации и связи
1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей "Прибой", 1 комплект
Разложенные складные лыжи-снегоступы из авиационного НАЗа
Разложенные складные
лыжи-снегоступы
из авиационного НАЗа


2. Переходный кабель, 1 шт.
3. Свисток, 1 шт
4. Сигнальное зеркало, 1 шт
5. Сигнальный патрон ПСНД, 1 шт.
6. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом, 1 комлект
7. Сигнальный краситель, упаковка (крепится к плавсредству), 1 шт.

Медицинская аптечка, 1 комплект

Лагерное снаряжение
1. Фонарь ФМ-1 с батареями, 1
2. Компас, 1 шт
3. Нож авиационный, 1 шт (размещается в кармане летного костюма) 
4. Пила проволочная, 1 шт
Сложенные складные лыжи-снегоступы из авиационного НАЗа
Сложенные складные
лыжи-снегоступы
из авиационного НАЗа
5. Спички ветроустойчивые, 10 шт
6. Сухое горючее, 45 гр
7. Фляга полиэтиленовая для воды (в чехле), 1 шт.
8. Консервный нож, 1 шт.
9. Светофильтр, 1 шт 
10. Рыболовная снасть в коробке, комлект

Памятка по выживанию, брошюра, 1 шт.

Лодка спасательная МЛАС-1 "ОБ" или плот ПСН-1, 1 шт. (в морском варианте)

Лыжи-снегоступы, 1 пара (в северном варианте)

Химический опреснитель ХО-2, 2 комплекта на 3,5 л воды (в морском варианте)

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой, 2 шт. по 1,5 л (в пустынном варианте)
2. Консервы мясные, 400 г
3. Сахар-рафинад, 630 г
4. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра
НАЗ-7 и его содержимое
Размещение содержимого в НАЗ-7


НАЗ-7БМ (БС)

Средства радиосвязи и сигнализации
Фляга (бачок) с водой
Фляга (бачок) с водой в НАЗе.
(как говорится - с покрытием внутри серебром
для длительного хранения воды. Однако на
авиационных форумах говорят что это простая
алюминиевая фляга. Вода хранится
не более 8 мес., а заменяется по регламенту
раз в 6 мес. Консервацию (стерилизацию) проводят
работники медицинской службы непосредственно
во фляге в автоклаве после чего
горловина фляги опечатывается
с указанием даты консервации)
1. Радиостанция Р-855УМ с батареей"Прибой-2с"; 1 комплект

2. 15 мм сигнальные патроны с приспособлением для отстрела, 1 комплект
3. Свисток, 1 шт.

Медицинская аптечка, 1 комплект

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 10 шт.
2. Сухое горячее, 45 г
3. Компас, 1 шт.
4. Нож авиационный (размещается в кармане летного костюма), 1 шт.
5. Светофильтр, 1 шт.
6. Консервный нож, 1 шт.
7. Фонарь ФМ-1 с батареями, 1 шт (только в НАЗ-7БМ)

Памятка по выживанию, брошюра, 1 шт

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой, 1 шт. на 1,5 л
2. Консервы мясные, 200 г
3. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра
Автоматический радиомаяк "Комар-2М"
Вид снизу на "Комар-2М"
с открытой крышкой


НАЗ-7M

НАЗ-7М применяется с 1974 года практически везде и до сих пор: в спасательных системах и в катапультных креслах К-36 всех модификаций.
(это самолёты МиГ-29, Су-27, Су-24, Су-25, МиГ-31, ТУ-22М3 и все остальные современные).

Масса - 11 кг.
Чехол НАЗ-7M
Чехол НАЗ-7M

Укомплектованный НАЗ-7M
Укомплектованный НАЗ-7M 



Средства сигнализации и связи
1. Автоматический радиомаяк "Комар-2М" с батареей "Прибой-2с"
2. 15 ммсигнальные патроны с приспособлением для отстрела, 1 комплект
3. Сигнальное зеркало, 1 шт.
4. Сигнальный краситель, 1 упаковка (крепится к плавсредству)

Медицинская аптечка, 1 комплект
Р-855УМ с "Прибой-2с"
Радиостанция Р-855УМ
с батареей "Прибой-2с"


Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 20 шт.
2. Нож-мачете, 1 шт (размещается в кармане летного костюма)
3. Нож авиационный, 1 шт
4. Сухое горячее, 45 г
5. Светофильтр, 1 шт.

Памятка по выживанию, брошюра 1 экземпляр

Лодка спасательная МЛАС-1 "ОБ" или плот ПСН-1, 1 шт. 

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой, 1 шт. на 1,5 л (в варианте 2) 
2. Карамель леденцовая, 1020 г (в варианте 1) 

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра

В интернете ходит ещё и дополнительная информация к НАЗ-7М. В официальном руководстве я её не нашёл.
Конструктивно НАЗ-7М состоит из:
- ранца с укладкой средств жизнеобеспечения (СЖ).
- плавсредства;
- фала крепления.
Ранец НАЗ-7М является силовой оболочкой НАЗа и предназначен для размещения в нем СЖ и фала крепления.
Внутренними перегородками ранец разделён на 4 кармана:
1.БОЛЬШОЙ ПОПЕРЕЧНЫЙ КАРМАН - для размещения 1,5 л бачка с водой (в северном варианте заменяется сахаром или леденцовой карамелью-900 гр.), ножа-мачете и памятки лётчику (в полиэтиленовом мешке также находятся очки-светофильтры);
2.ПРАВЫЙ УГЛОВОЙ КАРМАН - для размещения коробки, в которой уложены:
- средства сигнализации (приспособление для отстрела 15 мм сигнальных патронов и 10 патронов к нему, зеркало сигнальное);
- лагерное снаряжение (спички ветроустойчивые - 20 шт, сухое горючее - 45 гр.);
- продуктовый запас (карамель леденцовая в мешочке -120 гр.)
- медицинская аптечка;
- 9 мм патроны к пистолету ПМ- 16 шт.
3.ПРОДОЛЬНЫЙ КАРМАН - для батареи “Прибой-2с” и фала крепления;
4.ЛЕВЫЙ УГЛОВОЙ КАРМАН С КЛАПАНАМИ - для размещения радиомаяка “Комар - 2м”.
На всех карманах нанесены инструктивные надписи. Сигнальный краситель (уранин) крепится на плавсредстве. Авиационный нож-пила размещается в кармане обмундирования.
Медицинская аптечка включает в себя:
- перевязочный пакет стерильный и бинт;
- патрон с двумя ампулами йода;
- два шприц тюбика с промедолом.
Все медикаменты уложены в матерчатый мешочек, на котором нанесён их перечень.
Принцип действия НАЗ - 7М.
После раскрытия промежуточных клапанов ранца парашютной системы (прибором) происходит отделение НАЗ- 7М с укладкой (или раскрытия клапанов чашки кресла К-36).
В процессе падения ранца производиться:
- выход из под клапанов ранца парашютной системы или профилированного сидения- лодки ( плота ).;
- выход радиомаяка "Комар-2М" из кармана ранца НАЗа;
- включение углекислотного баллона, наполнение оболочки "Комар - 2М" и развертывание антенны;
- включение питания и автоматическая подача сигналов радиомаяком;- отделение лодки ,срабатывание углекислотного баллона и наполнение газом.
После приводнения (приземления) следует освободиться от ранца парашютной системы и связанной с ним подвесной системы и парашюта, разорвав, тарированный шов (окрашен в оранжевый цвет, прочность шва на разрыв 5-15 кг.)
Выделил подчёркиванием то, что при ведении боевых действий это недопустимо, т.к. не ясно, кто первым успеет прийти на работающий радиомаяк: свои или враги... После приземления, летчик сам включит станцию на прием, и кодированными словами ему подскажут, что делать.


НАЗ-7МБ

Средства радиосвязи и сигнализации
1. Автоматический радиомаяк "Комар-2М" с батареей "Прибой-2с"
2. Патрон сигнальный ПСНД, 2 шт.
Сигнал охотника для НАЗ
Приспособление для отстрела 15 мм
сигнальных патронов из авиационного НАЗа
3. 15 ммсигнальные патроны с приспособлением для отстрела, 1 комплект
4. Сигнальное зеркало, 1 шт.

Медицинская аптечка, комплект

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 20 шт.
2. Нож-мачете, 1 шт.
3. Светофильтр, 1 шт.

Памятка по выживанию, брошюра 1 экземпляр
Уранин
Уранин

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой 2 шт. по 0,5 л
2. Карамель леденцовая, 120 г
3. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра

В интернете находил и другой вариант, описывающий НАЗ-7МБ.
Назначение – для поддержания жизнедеятельности членов экипажей самолетов после аварийного их покидания, а также для размещения "Комар-2М" и автомата АКС-74У.
Описание.
- ранец – это силовая оболочка, разделенная внутренними перегородками на карманы, которые закрываются застежками "молния"
- фал крепления – для соединения НАЗ-7МБ с ранцем парашютной системы или крышкой катапультного кресла
- продуктовый запас - карамель в упаковке (120г)
- 2 бачка с водой по 1000г
- соль (60)
- лагерное снаряжение - спички в упаковке (2 коробка)
- патроны для пистолета в коробке (1 комплект)
- компас в упаковке
- нож "Мачете"
- автомат АКС-74У
- обойма из комплекта АКС-74У (4 шт)
- инструкции в упаковке
- светофильтр в упаковке
- средства связи и сигнализации - "Комар-2М"
- 15-мм сп с приспособлением для их отстрела
- ПСНД-30
- медикаменты и перевязочные средства (перечень и назначение указаны на этикетке, наклеенной на крышке)
Ещё на форуме лётчиков находил что в этот комплект входили 2 гранаты Ф-1.


НАЗ-8

НАЗ-8 размещался в катапультных креслах К-36 ранних модификаций (без кислородного баллона в профилированной крышке),

Масса - 18 кг
НАЗ-8 на стенде
НАЗ-8 на стенде

Внутренняя упаковка продуктового запаса и лагерного снаряжения НАЗ-8
Внутренняя упаковка продуктового запаса и лагерного снаряжения НАЗ-8


Средства сигнализации и связи
1. Автоматический радиомаяк "Комар-2М" с батареей "Прибой-2с"
2. Патрон сигнальный ПСНД, 1 шт.
3. 15 мм сигнальные патроны с приспособлением дляотстрела, 1 комплект
4. Свисток, 1 шт.
5. Сигнальное зеркало, 1 шт.
6. Сигнальный краситель, 1 упаковка (крепится к плавсредству)
ПСН-1
Плот спасательный надувной ПСН-1

Медицинская аптечка, 1 комплект

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 30 шт.
2. Нож-мачете, 1 шт
3. Нож авиационный, 1 шт (размещается в кармане летного костюма), 
4. Сухое горячее, 45 г
5. Рыбснасть в коробке, 1 комплект
6. Компас, 1 шт 
7. Светофильтр, 1 шт.
8. Консервный нож, 1 шт.
9. Накомарник, 1 шт.
10. Фонарь ФМ-1 с батареями 1 шт.
11. Запасные батареи к фонарю ФМ-1, 2 шт.
Нож и мачете из НАЗа
Нож и мачете из НАЗа
12. Приспособление для сбора дождевой воды (полиэтиленовая пленка), 1 шт.
13. Фляга полиэтиленовая для воды (в чехле), 1 шт.
14. Шапочка теплозащитная, 1. шт.

Памятка по выживанию, брошюра 1 экземляр

Лодка спасательная МЛАС-1 "ОБ" или плот ПСН-1, 1 шт.

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой - 1 шт. на 0,9 л и 1 шт. на 0,8 л
2. Консервы мясные, 400 г
ФМ-1
Фонарь ФМ-1
3. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра



НАЗ-8Б

Средства радиосвязи и сигнализации
1. Автоматический радиомаяк "Комар-2М" с батареей "Прибой-2с"
2. Патрон сигнальный ПСНД, 1 шт.
3. 15 ммсигнальные патроны с приспособлением для отстрела, 1 комплект

Медицинская аптечка, 1 комплект

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 20 шт.
2. Компас, 1 шт.
3. Нож-мачете, 1 шт
4. Нож авиационный, 1 шт (размещается в кармане летного костюма)
5. Светофильтр, 1 шт.

Памятка по выживанию, брошюра, 1 экземпляр
Памятка по выживанию из НАЗа
Памятка по выживанию, брошюра в НАЗе


Лодка спасательная МЛАС-1 "ОБ" или плот ПСН-1, 1 шт.

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой, 1 шт. на 1,8 л
2. Карамель леденцовая, 120 г
3. Соль, 60 г

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра

Есть еще информация (но уже не из правил), что в НАЗ-8Б должно быть оружие. Но чего и сколько - не написано.



НАЗ-И

Этот НАЗ предназначенный для вертолетчиков.

НАЗ-И представляет собой разгрузочный жилет 3-х размеров, который размещается поверх летного обмундирования.
Основное его назначение - ношения боеприпасов и сигнальных средств.
НАЗ-И
Содержимое НАЗ-И у
вертолётчиков в Афганистане


Сзади у этого жилета НАЗ-И находятся карманы и там лежит рыболовный набор и т.п. имущество. Но, как пишут, во время боевых действий его как правило вынимали, а взамен клали магазины, патроны в пачках. Иногда оставляли флягу, тугоплавкий шоколад, банку консервов.

Средства радиосвязи и сигнализации
1. Радиостанция Р-855 УМ с батареей "Прибой-2с"; 1 комплект
2. Переходный кабель, 1 шт.
3. Патрон сигнальный ПСНД, 2 шт.
4. 15 мм сигнальные патроны с приспособлением для отстрела, 1 комплект
5. Сигнальное зеркало, 1 шт.

Медицинская аптечка, 1 комлпект

Лагерное снаряжение
1. Спички ветроустойчивые, 10 шт.
2. Компас, 1 шт.
3. Светофильтр, 1 шт.

Продуктовый запас
1. Фляги (бачки) с водой 1 шт. на 0,5 л

Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра
НАЗ-И
Жилет НАЗ-И

Для этого комплекта были разработаны специальный нож и мачете.
Размещение снаряжения в НАЗ-И
Вот достаточно интересное видео о НАЗ-И


НАЗ-ИР

В РПАСОП ГА-91 НАЗ-ИР не упоминается. Но он внедряется в войска и это дальнейшее развитие НАЗ-И. Поэтому считаю нужным упомянуть его... К тому же без этого описание видов НАЗов будет не полным.

НАЗ-ИР предназначен для использования в составе катапультно-амортизационной системы К-37-800М на вертолете К-52, а также на вертолетах и самолетах, не оборудованных катапультными креслами, и предназначен для обеспечения члена экипажа, покинувшего летательный аппарат в аварийной ситуации средствами выживания и ведения боя.

Также попалась информация (в том числе и по видео из новостей из Сирии), что вся фронтовая авиация (по крайне мере летающие на Су-25) летает в жилетах НАЗ-ИР. При этом НАЗ-ИР являет дополнением к основному НАЗу, расположенному в катапультном кресле.

НАЗ-ИР
Жилет НАЗ-ИР
НАЗ-ИР представлял собой разгрузочный жилет 3-х размеров, который одевается поверх летного обмундирования.

Поскольку в РПАСОП ГА-91 этот НАЗ не указан то его точного содержания согласно правил нет. Но в интернете есть документы об электронном аукционе и там приведены технические условия на НАЗ-ИР ЗУБР2-9220-0. Приведу их ниже

Специальное снаряжение.
1. Жилет - 1 шт.
2. Подсумок для гранат - 1 шт.
3. Фляга в чехле - 1 шт ёмкостью 0,5 л.

Средства радиосвязи и сигнализации

1. Р-855-А1 или Р-855А1М
2. Батарея "Прибой-2С" (для радиостанции Р-855-А1) или блок питания БП Р-855А1М (для радиостанции Р-855-А1М)
3. 15-мм сигнальные патроны (красного огня) - 10 шт.
4. Приспособление для отстрела 15-мм сигнальных патронов - 1 шт.
5. Светосигнальное зеркало в упаковке - 1 шт.
6. Патрон ПСНД - 2 шт.
7. Малогабаритный импульсный светомаяк МИМ-76 - 1 шт.

Боекомплект
1. Пистолет АПС без кобуры - 1 шт.
2. Запасная обойма для АПС - 4 шт.
3. Патроны к пистолету АПС - 196 шт
4. Ручные гранаты Ф-1 или РГД-5 с запалами УЗРГМ - 2 шт.

Средства медицинской помощи
1. Пакет перевязочный в упаковке 1 шт или Бинт в упаковке 2 шт.
2. Раствор йода спиртовой 5% в ампулах в пенале - 2 ампулы
3. Акватабс в упаковке - 1 шт.

Лагерное снаряжение
1. Тёрка и спички в упаковке - 1 шт
2. Нож со шнуром - 1 шт.
3. Светофильтр в упаковке - 1 шт.

Средства ориенирования
1. Наручный компас Адрианова КА-5 - 1 шт.

ЗИП
  1. ткань основная - 0,1х0,2 м
  2. нитки капроновые №86Л хаки - 3 м
  3. лента ЛХХ-27 - 0,5 м
  4. застёжка текстильная Н-25м - 0,25 м
Сумка - 1 шт.
Паспорт на НАЗ-ИР - 1 экз.

Масса полностью укомплектованного НАЗ-ИР - не более 10 кг.
Из содержимого НАЗ-ИР

Из содержимого НАЗ-ИР

Из содержимого НАЗ-ИР

Из содержимого НАЗ-ИР


Подбор типоразмера жилета НАЗ-ИР по полу обхвату груди производится в соответствии с таблицей
НАЗ-ИР

В апреле 2019 года в СМИ появилась информации что по итогам операции в Сирии Минобороны начало масштабное обновление спасательного снаряжения пилотов. В ближайшие два года военное ведомство закупит более двух тысяч новых носимых аварийных запасов НАЗ-ИР.
В августе 2019 года в СМИ появилась информация, что на основе опыта войны в Сирии принято решение об модернизации разгрузочного жилета НАЗ-ИР.
По словам Сергея Позднякова (гендиректор-главный конструктор НПП "Звезда"), которые приводит РИА Новости, актуальным стал вопрос модернизации разгрузочного жилета лётчиков боевой авиации. Отмечено, что решается вопрос вариантов размещения в нём сигнальных ракетниц, боевых гранат, пистолета, медпрепаратов и других важных для лётчика вещей. Введение новшеств в разгрузочный жилет связано с особенностями в случае катапультирования на территорию, занятую противником.
На данный момент окончательное техзадание по разгрузочному жилету не сформулировано, однако к этой осени такого рода формулировка должна быть, по словам Сергея Позднякова, осуществлена.
Испытания нового разгрузочного жилета для лётчиков намечены на 2020 год.


Примечания к комплектованию авиационных НАЗов из РПАСОП ГА-91

1. Носимый аварийный запас НАЗ-И предназначен для летного состава вертолетной авиации и размещается поверх летного обмундирования.
2. НАЗ-7БМ (НАЗ-7БС) комплектуется в ранце НАЗ-7.
3. НАЗ-7МБ комплектуется в ранце НАЗ-7М с дополнительным чехлом, пришнурованном к ранцу НАЗа.
4. НАЗ-8Б комплектуется в ранце НАЗ-8.
5. При использовании НАЗ-7 с парашютной системой ПС-М серии 4 в комплект аварийного запаса дополнительно укладывается нож-мачете в чехле.


Паёк в НАЗе

В вышеперечисленных НАЗах питание ложится в соотвествии с РПАСОП ГА-91. А также существует несколько других действующих приказов с такими указанием. Приведу их названия и некоторые цитаты из них.
Приказ ФСБ России от 14.02.2011 N 55 (ред. от 31.10.2016) "Об установлении норм пайков, рационов питания и комплектов аварийного запаса, норм обеспечения кормами (продуктами) штатных животных, норм замены одних продуктов другими и норм обеспечения подстилочными материалами штатных животных в органах федеральной службы безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2011 N 20506). 
Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов (норма N 21)
Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов (норма N 21)
Примечания:
1. Комплектами аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов обеспечивать экипажи самолетов и вертолетов при полетах в пустынных, а также малонаселенных местностях и над морем на случай аварий и вынужденных посадок.
2. Комплекты расходовать на текущее обеспечение в порядке освежения.
3. Освежение продуктов, входящих в комплект, производится в установленном порядке, а также при установлении факта полной или частичной невозможности использования продуктов по прямому назначению. Заявки на освежение представляются по количеству комплектов (НАЗ-У, НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8) без указания наименования отдельных видов продуктов, входящих в эти комплекты.
4. Основанием для списания комплектов служат рапорт командира соответствующего подразделения органа безопасности и приказ начальника органа безопасности.
5. Комплектование допускается силами и средствами органов безопасности.

Приказ Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888 (ред. от 25.02.2016) "Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2011 N 21665)
Норма N 21 (комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов)
Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов
Примечания:
1. По данной норме обеспечивать экипажи самолетов и вертолетов при длительных полетах в пустынных и малонаселенных местностях и над морем в случае аварий и вынужденных посадок.
2. Основанием для списания в расход комплектов аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов служат рапорт командира подразделения и приказ командира воинской части.
3. Комплекты аварийного запаса расходовать также на текущее обеспечение в порядке освежения.

В более старом положении о продовольственном обеспечении ВС РФ от 15-10-92 №15, в норме №15 есть в примечаниях упоминание об НАЗ-5У. Там написано, что НАЗ-5У нужно комплектовать продуктами по НАЗ-7.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 17 декабря 2001 г. N 1180 О РАЗВИТИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО ВОПРОСАМ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
и по
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ
от 4 декабря 2000 г. N 1100 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОРМА N 7 КОМПЛЕКТЫ АВАРИЙНОГО ЗАПАСА ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ ТАМОЖЕННЫХ СУДОВ
Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов
Примечания.
1. Комплектами аварийного запаса обеспечиваются экипажи воздушных таможенных судов по указанию руководителей таможенных органов, в состав которых они входят, при полетах в пустынных и малонаселенных местностях и над морем.
2. Расходование комплектов аварийного запаса допускается только в случаях аварийных вынужденных посадок. Продукты комплектов аварийных запасов списываются по актам, утвержденным начальником таможенного органа.
3. Освежение продуктов, входящих в комплект аварийного запаса, производится по истечении сроков годности по планам таможенного органа, на балансе которого находится воздушное судно, а также при установлении факта полной или частичной невозможности их использования по прямому назначению. Заявки на освежение представляются по количеству комплектов без указания наименования отдельных видов продуктов.
4. Продукты, изъятые из комплектов аварийного запаса по истечении сроков хранения, расходуются на текущее обеспечение по соответствующим пайкам.

Приказ МВД России от 18.12.2012 N 1111 (ред. от 17.12.2015) "О некоторых вопросах продовольственного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и некоторых других категорий лиц, а также обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время" (вместе с "Порядком продовольственного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и некоторых других категорий лиц, организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях")
Приложение N 3. Рационы питания, рацион выживания, бортовой рацион для экипажей самолетов и вертолетов, комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов для обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и некоторых других категорий лиц
XI. Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов
Комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов
Примечания:
1. Комплектами аварийного запаса по настоящей норме обеспечиваются экипажи летательных аппаратов по указанию командиров авиационных воинских частей внутренних войск МВД России при длительных полетах в пустынных и малонаселенных местностях и над морем на случай аварий и вынужденных посадок. Комплекты аварийного запаса расходуются также на текущее обеспечение в порядке освежения.
2. Освежение продуктов, входящих в комплект аварийного запаса, производится до истечения сроков годности, а также при установлении факта полной или частичной невозможности использования продуктов по прямому назначению. Заявки на освежение представляются по количеству комплектов (НАЗ-У, НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8) без указания наименования отдельных видов продуктов, входящих в эти комплекты.
3. Продукты, изъятые из комплектов аварийного запаса с истекающими сроками годности, расходуются на текущее обеспечение по соответствующим пайкам.



Рыболовная снасть в авиационном НАЗе

Точного описания содержимого в официальных документах не нашёл. Но на многих сайтах этот набор описывается так:
- леска
- крючки
- грузила
- блесны
- поводки
- искусственные приманки

Вы же можете посмотреть фото рыболовных снастей из НАЗ-8 (только похоже не весь набор)
Рыболовный набор в НАЗ

Еще попалось такое фото с рыболовным набором. В каком НАЗе используется - неизвестно.
Рыболовный набор для НАЗа


Вот еще фото рыболовного набора. НАЗ не известен.
Рыболовный набор для НАЗа

Рыболовный набор для НАЗа


Медицинская аптечка в авиационном НАЗе

Точного описания содержимого в официальных документах не нашёл. Но на многих сайтах этот набор описывается так:
В НАЗ-7
1. Бинт
2. Йод
3. Пантоцид
4. Пакет перевязочный
5. Промедол
6. Морфин
7. Мягкая упаковка
Но попадалось и другое описание аптечки для НАЗ-7 из какой-то справочной литературы
Аптечка в НАЗ-7


Если внимательно его рассмотреть и посмотреть на описанный ниже НАЗ-8 то можно увидеть что они совпадают.


В НАЗ-8:
1. Бинт
2. Йод
3. Пантоцид
4. Лейкопластырь бактерицидный
5. Средство от комаров
6. Пиркофен
7. Кофеин
8. Левомицетин
9. Сульфадемизин
10. Промедол
11. Аэрон
12. Упаковка-сковородка
А вот есть фото описи содержимого НАЗ-8, выполненного на верхней крышке упаковки.
Аптечка НАЗ

Точно можно сказать что наркотические средства (промедол и морфин) сейчас (по крайне мере в мирное время) из аптечек авиационных НАЗов исключён.



Оружие в НАЗе

Как вы прочитали про оружие в авиационных НАЗах практически нигде не упоминается... Конечно, не считая "Ружье с боеприпасами 16 - 12 калибра" (которое мне так и не понятно где лежит, т.к. судя по фото места в НАЗе для него нет... собственно и что именно за ружье).
Но в случае катапультирования при военных действий как лётчик должен был применять это оружие? Почему то этот вопрос в РПАСОП ГА-91 не упоминается.

В наставлении по авиационной поисково-спасательной службе СССР (НАПСС-90) в Приложении 7 есть вот такая таблица по оружию
Оружие в НАЗе
Проблема в том что согласно НПСДП-2001 (выписки из неё ниже), п 367 гласит что командир воинской части может решать что будет входить в НАЗ. Т.е. получается какое оружие будет в НАЗе он тоже может решить.



На различных интернет-проектах, связанных с авиацией, а также на новостных сайтах я нашёл следующую информацию, которая связана с оружием в НАЗе.
  • В мирное время оружие в НАЗ не входит. Его добавляют только при военных действиях. Причём я читал на одном из форумов, что в Чечне, по крайне мере в некоторых случаях, оружием НАЗ не укомплектовывался, т.к. не поступала команда и не объявлялось военное положение в стране.
  • Оружие может быть представлено автоматом, пистолетом, гранатами. Сейчас также появились пистолеты-пулемёты.



Автомат
Обычно упоминается АКС-74У (АКСУ).
Пишут что чтобы автомат влез в НАЗ самолёта его подвергают доработке, которая включает снятие пламегасителя и приклада. Как в случае чего из него нормально стрелять лично я не понимают: получается только в сторону противника, а дальше как повезёт.

Ещё встречалась и другая информация. Перед отправлением в Афганистан чашки НАЗ на катапультировавшихся креслах дорабатывались (фрезеровались). В чашки помещали автомат и четыре рожка с патронами, естественно НАЗ из-за этого ставился уменьшенной комплектации...
Какой правда - не знаю. Вполне допускаю что были использованы оба способа в разных авиационных полках.

Еще была информация что автомат АКСУ в Афганистане крепился на наружную сторону НАЗа на фале 1,5 м с уже подсоединенным магазином... А некоторые ещё брали и второй АКСУ, крепив его под подвесную систему.

В разных местах пишут что с любым автоматом в комплекте шли 3 или 4 запасных магазина.
Также встречалась информация, что в первое время у лётчиков в Афганистане в НАЗах не было предусмотрено размещение оружия (автоматов) и приходилось брать АКМ с собой в кабину под подвесную систему, что при катапультировании могло быть небезопасным.

Изредка попадаются фото вертолётчиков, где НАЗ-И укомплектовывался автоматом АКС-74У в пластмассовой набедренной кобуре.
Пишут, что от неё быстро отказались (сроки не указываются) из-за неудобства ношения автомата.
В книге "Афганистан. Война разведчиков" (В. Марковский, В. Мильяченко) пишут
Для автомата АКС-74У поставлялась специальная пластмассовая набедренная кобура с креплением из плечевого, поясного и коленного ремней. На практике она использовалась крайне редко, оказавшись крайне неудобной и громоздкой и надевалась разве что для смотров и фото на память.
Оружие в НАЗ

Оружие в НАЗ

Оружие в НАЗ


Иногда можно встретить упоминания что вертолётчики в НАЗе имели при себе АК-74М. Но не упоминаются года...


В 2021 году было сообщение что специалисты концерна Калашникова доработали автомат АМ-17 для вооружения лётчиков истребителей Су-35 и Су-57. Как с этим делом сейчас - неизвестно... во всяком случае мне.



Пистолет
Пистолет является табельным оружием. Поэтому обычно и упоминается штатный для всех вооруженных сил – ПМ.

Как писали на одном из авиационных форумов - в обыденной жизни в НАЗе только запасная пачка патронов и пистолет в кармане у летчиков.

Еще встречалось описание что в Афганистане ПМ и 2 обоймы носились на ремне в кобуре. Плюс 2 коробочки патронов (32 шт) носились в кармане.

Еще есть упоминание что у некоторых лётчиков в Афганистане был автоматический пистолет Стечкина (например, у лётчиков Су-17м3 в ДРА).


Есть информация от разных новостных сайтов, что сейчас пистолет Стечника используют лётчики в Сирии. У них с собой четыре дополнительных магазина, в каждом по 20 патронов.


Гранаты
Обычно упоминаются Ф-1, реже РГД-5.
Упоминается размещение как в НАЗе, так и в подсумках на ремне.
Также есть упоминания что при полёте в Афганистане лётчики укладывали гранаты в карманы комбинезона.


Пистолет-пулемёт
Про пистолеты-пулемёты пока неразбериха в информации... По крайне мере в той, что доступна для меня.

В 2002 году пистолетом-пулемётом АЕК-919К "Каштан" вооружали экипажи вертолётов Ка-50 "Чёрная акула", действовавшие в зоне боевых действий на территории Чечни и Дагестана.

В 2019 - начале 2023 года попадалась информация что ПП-2000 будет входить в НАЗы. Вроде даже им снабжались лётчики в СВО.

В июне 2023 года на новостных сайтах появилась информация что на вооружение летчиков истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации ВКС РФ поступил пистолет-пулемёт Калашникова ППК-20... Правда ещё в сентябре 2021 года новостные сайты сообщали что ППК-20 включили в НАЗы лётчиков бомбардировочной, штурмовой, истребительной авиации.
ППК-20 будет укладываться в НАЗ со сложенным прикладом, без магазинов и приборов беспламенной и бесшумной стрельбы, а также без другого навесного оборудования. Магазины с боеприпасами и прочие элементы стрелкового комплекта летчик будет брать с собой в новую нательную разгрузку (наверное имелась ввиду разгрузка НАЗ-ИР).
Более подробной информации у меня нет.




И ещё немного про оружие в НАЗе
  • Виктор Марковский в статье "Су-24 в Афганистане" писал
"На вертолеты ПСС при работе в дальних "углах" надежды уже не было, рассчитывать в аварийном случае приходилось на собственную удачу и запас патронов. В обязательный набор, помимо штатного ПМ с четырьмя обоймами, входили АКС-74У, четыре магазина к нему, по паре "лимонок" Ф-1 и гранат РГД-5. Автомат, как самое ценное, прятали на груди под подвесной системой парашюта, не доверяя НАЗу под сиденьем, а остальные запасы рассовывали по карманам. Носить их там было крайне неудобно - угловатое железо выпирало отовсюду, быстро рвало карманы и норовило вывалиться наружу. Получить специальные разгрузочные жилеты (боевые НАЗ-И) не удалось, их не хватало даже вертолетчикам в Афганистане, и в полках начали самостоятельно кроить "лифчики" под автоматные магазины и гранаты.

  • Судя по новостям сбитый в Сирии 3 февраля 2018 года лётчик, который летал на СУ-25, в качестве оружия имел с собой пистолет Стечкина и 3 магазина к нему (нашли 1 пустой, 2 наполовину полными). Также у лётчика была как минимум 1 граната, которой он подорвал себя... Хотя тому что написано про пистолет Стечкина у лётчиков немного выше соответствует не полностью. Мне не известно, было ли у этого лётчика другое оружие или не было... Такой информации не нашёл.



Выписки из НПСДП-2001

НПСДП-2001 - это Наставлению по парашютно - спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приведу некоторые выписки из этого наставления, связанные с НАЗами.
45. Средства спасения с истекшим сроком переукладки парашютной системы (или неисправные) к полетам не допускаются. Исправность средств спасения определяется соответствующей записью в паспорте парашютной системы, стабилизирующих парашютов, спасательных плавсредств, НАЗов и других комплектующих изделий, если не истек их срок эксплуатации. Срок и правила переукладки, выполнения регламентных работ изложены в РО (РТЭ) средств спасения.
310. Начальник медицинской службы воинской части отвечает
...
 за своевременную замену в НАЗах предметов медицинской группы.
Он обязан:
...
своевременно производить замену в НАЗах предметов медицинской группы и проверять годность к употреблению продуктов питания и воды.
316. Инженер ИАС (по радиоэлектронному оборудованию) отвечает за постоянную исправность
....
радиостанций и блоков питания к ним из комплектов НАЗов.
317. Начальник ПС и ПДС воинской части отвечает за постоянную исправность, правильность эксплуатации, своевременность выполнения регламентных работ и подготовку к полетам спасательных парашютных систем (парашютов), НАЗов, спасательных плавательных средств и страхующих парашютных приборов, установку исправных парашютных полуавтоматов и парашютных кислородных приборов, а также укомплектованных НАЗов в спасательные парашютные системы (парашюты).
318. Начальник медицинской службы (старший врач) воинской части отвечает за осуществление медицинского контроля состояния и годности продуктовой группы НАЗа, наличие, состояние и своевременность замены воды и медикаментов в НАЗах
...
319. Начальник продовольственной службы воинской части обеспечения отвечает за своевременность истребования продуктовой группы и отдельных предметов продслужбы для НАЗов
...
322. Проведение всех видов подготовки бортовой АСТ в установленные сроки возлагается на техника ВС. Он отвечает за
...
 сохранность и чистоту спасательных парашютных систем и НАЗов, установленных на ВС, своевременность их снятия и передачи специалистам ПС и ПДС на хранение во время выполнения ремонтных и регламентных работ на ВС
...
364. При поступлении ПС и ДТ (средств спасения) на регламентные работы производятся их внешний осмотр и проверка пломбировки. Раскрытие НАЗов, осмотр плавсредств, аварийных радиомаяков необходимо производить осторожно во избежание их повреждения, особенно в зимнее время.
367. Вариант укладки НАЗа для каждой воинской части определяется климатогеографическими условиями ее базирования, условиями в районах (на маршрутах) полетов и на аэродромах рассредоточения (районах ведения боевых действий). Вариант укладки НАЗа (экипировки) определяет командир воинской части по предложению начальника ПС и ПДС воинской части и на основании руководящих документов по организации полетов (боевых действий) авиации и их обеспечению.
368. Регламентные работы на изделиях, входящих в комплект НАЗов, выполняют соответствующие специалисты ИАС, ПС и ПДС, медицинской и других служб, определенные приказом командира воинской части.

Укомплектование НАЗов производит укладчик (старший укладчик) парашютов под контролем начальника ПС и ПДС воинской части (начальника склада ПДИ).

Запрещается укомплектовывать НАЗы неисправными комплектующими изделиями, неопломбированной медицинской аптечкой (на пломбе должна быть подпись работника медицинской службы, ответственного за освежение медикаментов НАЗов). Исправность определяется по соответствующим записям в формулярах (паспортах), независимо от того, находились ли комплектующие изделия в эксплуатации или установлены новые, полученные со склада на замену.
369. Содержимое НАЗов необходимо заменять в установленные РО (РТЭ) сроки или в сроки, установленные соответствующими эксплуатационными бюллетенями.
Отдельные предметы НАЗа, срок эксплуатации которых не конкретизирован, эксплуатируются по их техническому состоянию в пределах ресурса НАЗа.
Укомплектованность и состояние содержимого НАЗа проверяется при очередной переукладке спасательных парашютных систем, но не реже одного раза в год.
376. Истребование имущества для укомплектования НАЗов, экипировки летного состава, СПДГ и НПСК производится в установленном порядке по заявкам, подписанным начальником штаба воинской части или соответствующим начальником службы (подразделения).



Примечания

1. Встречались упоминания что во время войны в Афганистане из НАЗа убирали лодку и рыболовные снасти. А также всё, что было бесполезно в тех местах (что именно - не уточнялось). Фрезеровали кресла и туда помещалось оружие (об этом ниже, в "Оружие в НАЗе") и дополнительная вода.
2. Снятие НАЗа, проверка комплектующих, замена воды в бачке проводится через каждые 12  (плюс минут 1) месяцев.
3. Вариант какой именно НАЗ помещается в катапультное кресло зависит от используемого на самолёте катапультного кресла. Это относится ко всем НАЗам, кроме НАЗ-У, НАЗ-И, НАЗ-ИР.
Попадалась информация, что НАЗ-8 применялся на самых ранних версиях К-36, где НАЗ размещался в спинке. Потом перешли на НАЗ-7М, т.к. изменили конструкцию кресла, вернув в кресло кислородный прибор.
4. Инструкция, которая помещается в каждый НАЗ содержит рекомендации по использованию этого НАЗа.
5. Многие предметы из НАЗа можно использовать по нескольким назначениям. Из парашюта можно построить жилище нескольких типов или выложить на земле сигнал для посадки спасательного вертолета. Фал и стропы связываются в сумку для переноски снаряжения. Плот или лодку можно использовать как матрас или дождевик. Небольшая жестяная коробка с крышкой служит кастрюлей и сковородкой соответственно. И т.п.
6. Леденцы или сахар, входящие в НАЗ, считаются достаточными, что бы летчику принимать взвешенные решения и продержаться трое суток. Известно, что сахар положительно влияет на деятельность мозга.


О реальном применении авиационного НАЗа

Многие интересуются о случаях реального применения НАЗа, что использовали из него.
Я почитал некоторые книги про действия лётчиков, форумы (на некоторых поспрашивал). И установил, что из НАЗа используется:
  • надувная лодка (плот) и автоматический радиомаяк "Комар-2М". Это происходит из-за того, что они срабатывают автоматически. Т.е. даже если они не нужны.
  • оружие. Т.к. авиационные НАЗы используются на военных самолётах и иногда их сбивают (зачастую около позиций противника) то лётчики вынуждены обороняться... если, конечно, они живы и находятся в сознании.
  • средства сигнализации и связи - для подачи сигналов, когда за лётчиками прилетают поисково-спасательные группы.
Про использование другого в военное время информации нет. Как правило лётчик дальше погибает/попадает в плен или за ним прилетают спасательные группы. И в случае если противника нет, то всё-равно лётчик не рыбачит, не разводит костров и т.п., что бы не привлекать к себе внимание.

Есть информация, что НАЗ более-менее полно используется на тренировках лётчиков по выживанию... правда иногда упоминают что не учат, а устраивают "пикник" на фоне природы.
А консервы из НАЗов могут открывать и использовать по прямому назначению техники при замене консервов по сроку годности.








БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА ЛЮБУЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО АВИАЦИОННЫМ НАЗам! Единственная просьба - что бы источник можно было как-то проверить.



Также вас может заинтересует Магазинные НАЗы... Но они предназначены не для лётчиков, а для людей, которые интересуются туризмом и выживанием.
И в дополнении хочу упомянуть Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО), которое предназначено для гражданской авиации и представляет что-тот типа НАЗа.

23 комментария:

  1. Цитата из статьи: "Также НАЗ крепится к кольцу на комбинезоне лётчика, на штанине, обыкновенным карабинчиком: при выскальзывании из подвесной системы на воду иметь связь с лодкой, прикрепленную фалом к лётчику."

    1. К кольцу на комбинезоне лётчика крепится не сам НАЗ, а фал для его ручного отделения от подвесной системы парашюта, который соединён с пирорезаками. На К-36ДМ отделение НАЗа после катапультирования происходит автоматически. На других типах кресел лётчик вручную отделяет его в зависимости от ситуации, складывающейся перед приземлением или приводнением. При необходимости лётчик нащупал фал на ноге, потянул его, сработали пирорезаки, НАЗ вывалился из штатного места (под задом лётчика) и повис на фале, который закреплён на подвесной системе парашюта. Иначе, если НАЗ закрепить на штанине лётчика, он останется без штанов в прямом смысле этого слова).

    2. При приводнении лётчику нет необходимости "выскальзывать" из подвесной системы парашюта. Для того, чтобы освободиться от купола, лётчику достаточно лёгким движением рук раскрыть замки ОСК-2, и свободные концы парашюта моментально отделяются от подвесной системы. После этого лётчик остаётся в подвесной системе, а к ней, в свою очередь, на фале прикреплены лодка, НАЗ и "Комар". Поэтому потерять их при приводнении весьма проблематично. "Выскальзывание" применяется при приводнении на десантных парашютах типа Д-1-5, Д-6 и т.д., которые не имеют быстрораскрываемых замков для отделения купола от подвесной системы. Все парашюты в системах аварийного покидания самолёта оснащены подобными замками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток.
      1. Прошу прощения за ошибку.
      Фал НАЗа крепится к подвесной системе лётчика. Это я поправил.
      Надеюсь вы не будете против, что про ручное приведение пирорезок я добавлю в основную статью?

      2. Про выскальзывании я читал в каком то руководящем документе... Думаю про выскальзывание лучше всего вообще удалить.

      Удалить
    2. Здравствуйте!

      Я не против, если вы добавите мои слова с статью.
      С "выскальзыванием" согласен: эту фразу лучше удалить, так как данная процедура не имеет отношения к вопросу катапультирования.

      Удалить
    3. Отредактировал "Принцип работы авиационного НАЗа, расположенного в кресле.

      И просто для сведения о том "Как происходит катапультирование" я писал отдельно

      Удалить
  2. Требуем НАЗ космонавта))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!

      С НАЗ космонавтами всё намного, чем с НАЗом лётчиков: нет достоверной информации. И чаще всего можно найти несколько одних и тех же фото. Причём, почему то, их подписывают как "НАЗ-7". Поэтому и не могу взяться за это дело, хоть и не раз хотел.

      Удалить
  3. Прекрасный обзор. Спасибо. С Вашего позволения воспользуюсь им в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Рад что вам понравилось.

      Пользуйтесь на здоровье. Буду благодарен, если сделаете ссылку.

      P.S. И хочу сказать - блог на ЖЖ у вас тоже хороший. Давал пищу для размышлений.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Доброго времени суток! Спасибо... Хотя думал что будет где-то использоваться в вашей статье.

      P.S. Просто для сведения. Еще существует "Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО)", для гражданских самолётов.
      "Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО) – это совокупность средств, предназначенных для предотвращения травмирования пассажиров и экипажа, и обеспечения возможности их аварийной эвакуации и спасения в случае вынужденной посадки самолёта на сушу или воду."

      Удалить
  4. поиск по слову "рыбснасть" выводит на множество лотов с этой коробочкой в полном комплекте.
    https://forum.guns.ru/forummessage/114/2297218.html
    например.
    интересно, есть сведения о реальном использовании этого комплекта?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Несколько фото добавил в статью, спасибо за ссылку.

      О реальном применении мне информации не попадалась. В боевой обстановке просто некогда (поищите случаи катапультирования, например, в Афганистане или в Сирии). В мирно - относительно быстро находят.
      Но не исключаю что его применяли при тренировках лётчиков по выживанию.

      Удалить
    2. я почему спрашиваю... у меня 40 лет рыболовного стажа, а я не могу расшифровать то что на инструкции :)
      написано "самодур".
      но самодур это морская снасть для вертикальной ловли, и на крючках перья или люрекс.
      непонятно что на конце снасти. если это груз, и мы видим поводки по 40 см через каждый метр, это банально донка. как вариант, еще называют самолов.
      а если это не груз а типа карабин на конце - то такую снасть ставят на кольях поперек реки и это называется перемёт (и на него вяжут как раз огромные крючки, что в комплекте). и вообще-то это браконьерская снасть.
      вот и интересно, кто-нибудь реально этим ловил?

      Удалить
    3. Доброго времени суток!

      По названию снасти могли просто "не запариваться" и дать одно общее название. Тем более это краткая инструкция.

      Браконьерская снасть - это для вас. А для них - один из способов эффективной рыбалки. Ведь когда собьют лётчика главным становится выживание.
      С другой стороны, лётчик ведь может и приводниться. Может, наверное, снасть и так, и так использоваться.

      P.S. Существуют в отрытом доступе "Памятка лётному экипажу по действиям после_вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнении. (1975)" и "ПАМЯТКА ЛЕТНОМУ ЭКИПАЖУ ПО ВЫЖИВАНИЮ (1988)". Обе издательства министерства обороны СССР. Так там никаких подробностей нет. Поэтому могу лишь предположить что это преподается на курсах.

      P.P.S. Смотрел несколько фильмов об выживании лётчиков (если хотите ищите в поисковике на запрос типа "ютуб Авиация ВС СССР. Учебный фильм выживание в автономных условиях"). Там этого тоже не упоминается.

      Удалить
  5. В наз 7 бывает два варианта рыб снасти,с зелёными стрекозами и с телесными стрекозами,при этом крючки,поводки и остальное одинаковое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!

      Unknown, спасибо за уточнение.

      Удалить
  6. Отредактировано 28.09.2019

    Дополнено описание НАЗ-ИР. Добавлено "О реальном применении авиационного НАЗа".

    ЗЫ Особенно хочется сказать "Спасибо" пользователю "Саня" с форума авиации СГВ.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за материал! Есть лодка, плот, мачете, фляга. могу выложить фотки если кому надо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Рад что вам понравилось.

      Если вы не заметили, то эти фотографии здесь есть. Более того, есть отдельные темы: лодка, плот, мачете . Хотя если кому-то будет надо эти фотографии, то можете выложить...

      Удалить
  8. "в Афганистане лётчики ложили гранаты в карманы" - гранаты могли только класть...
    Извините, но глаз режет. Это всё же статья, а не надпись на заборе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Спасибо за ваш отзыв в области грамматики. В текст внёс исправления. Теперь это предложение имеет следующее написание "Также есть упоминания что при полёте в Афганистане лётчики укладывали гранаты в карманы комбинезона."

      Удалить
  9. Отредактировано 10.06.2023
    Несколько мелких, но как я считаю, важных правок. В основном редакция касалась оружия

    ОтветитьУдалить